Login

Register

Login

Register

Новости

Конкурсы

Двадцать лет назад никто не верил в жизнеспособность этого проекта: неужели возможно проводить в России конкурс, в программе которого — исключительно сочинения Шопена, а возрастное ограничение для участников — 16 лет? Именно так думали многие в 1992 году, когда пианист Михаил Александров объявил Первый Московский международный конкурс юных пианистов имени Фридерика Шопена. В год 20-летия состязания можно констатировать, сколь фатально они ошибались.

Исторический архив

Московская жизнь первой трети XIX века стала Летой Фильда. Имеющий в своём психотипе множество русских особенностей, Фильд органично вписался в особый уклад быта старой столицы той поры, вписался с невозможной, неповторимой естественностью, которая отличала его манеру играть на рояле, его манеру чувствовать. Именно в Москве стареющий артист влился в сродственную стихию. Музыкант спокойно и бесстрастно погружался в тот поток забвения, который уносил его в вечность, где навсегда остался «русский Джон Фильд».

Образование

Что мы знаем об Александре Ильиче Зилоти? Родственник С. В. Рахманинова, некоторые свои сочинения Рахманинов ему посвятил. Пианист, как будто и дирижировал… Всё! Между тем, Александр Зилоти был выдающимся музыкантом своего времени, времени расцвета русской музыкальной культуры конца XIX — начала XX века.

Репертуар

Четвёртая соната Кирилла Волкова — настоящий клад для вдумчивых и эмоциональных исполнителей. Это сочинение способно дать пищу самому пытливому уму и одарить фантастическими экспрессивными богатствами самое чувственное сердце. Помимо этого, соната весьма лаконична: около восьми с половиной минут. Её трудность заключается в ритмическом и метрическом многообразии (деление на такты условно, определённого метра нет), а также в необходимости мгновенно переключаться на различные характеры и фактуру. В то же время, музыкальная ткань не перегружена сложностью и доступна практически любому профессиональному пианисту. Это произведение может прожить длинную жизнь и должно по праву занять достойное место в репертуаре современных исполнителей.

Репертуар

Когда-то Ростислав Плятт в Доме актера, представляя Серафиму Бирман, произнес, что тут не нужны ни звания, ни награды, ни регалии, ни эпитеты: «Просто — актриса Серафима Бирман, и этим все сказано». Так и здесь: композитор Александр Вустин. Этим все сказано. Тем более, нет у АВ ни званий, ни наград, ни должностей, ни степеней, ни каких-то иных официозных регалий. И кто бы слышал от него хоть слово недовольства их отсутствием. Впечатление, что все это вдали от него, его жизни и искусства. И впечатление совершенно искреннее: ведь всем, кто близко знает Александра Кузьмича, никогда и в голову не придет, что коллега их и соратник из-за чего-то там — звания, наград ли недоданных, недополученных — переживает и страдает. Все, кто хорошо знает АВ, понимают: все это для него — суетное, наносное, ложное. И нет тут ни капли позерства, притворства, лукавства, игры. Как невозможно сознательно на протяжении жизни притворяться приветливым и добрым, ибо все это не дело разума, сознания, но происходит из глубины наших чувств, воли и их способности к любви и добру. Правда, не сказать, что такое равнодушие к внешнему, показному у АВ врожденное. Здесь явно иное, здесь что-то, в молодые еще годы открытое, обретенное и навсегда в нем поселившееся. И, как ни высокопарно, как ни патетично прозвучит, имя этому — Музыка.

Репертуар

Принято думать, что наше время лишено больших творческих открытий. Сегодня мало кто догадывается, сколь удивительно, многообразно и богато бесценными творческими озарениями переживаемое время! Столь непохожие друг на друга, они вспыхивают, как сверхновые звёзды, освещая неизведанные дали организованного сонорного мира — Музыки. О появлении одной из самых необычных, красочных и завораживающих «звёзд» мы спешим сегодня рассказать нашим «первооткрывателям»-пианистам.

Персона

Филипп Копачевский дважды выступил в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии: 17 и 18 ноября 2012 в сопровождении Академического симфонического оркестра под управлением А. Дмитриева он исполнил «Бурлеску» Р. Штрауса. Месяцем раньше он открыл цикл «Звёзды Чайковского» в Центре Павла Слободкина в Москве: в 2011 пианист принимал участие в XIV Международном конкурсе им. П.И. Чайковского, стал одним из фаворитов (как любителей музыки, так и профессионалов), но не был допущен до финального тура. Жизнь показала, что участие в конкурсе, несмотря на отсутствие премии, положительно сказалось на карьере музыканта.

Концерт

В пианистическом сообществе Валерий Афанасьев всегда занимал особое место. Пианист, дирижёр, писатель, актёр, философ, коллекционер предметов антиквариата и знаток вин (об этом — в любой его биографии), «человек эпохи Возрождения» (самоопределение артиста), он часто предлагает нечто, к оценке которого трудно подойти с ясными критериями. Скажет, к примеру, «человек» — и сыграет пьесу из «Картинок с выставки» Мусоргского; скажет «народ» — исполнит другую, оттуда же. Вероятно, мало кому знакомы 30 его романов («22 на английском языке, 8 на французском, опубликованы во Франции, России и Германии»). Но здесь необходимы ремарки: во‑первых, на счету Афанасьева победы в двух очень серьёзных конкурсах — имени Баха в Лейпциге и имени Королевы Елизаветы в Брюсселе, во‑вторых, среди его постоянных партнеров значится, к примеру, Гидон Кремер; в‑третьих,— это самое нечто и по сию пору (когда бывшими нашими уже никого не удивишь) собирает полные залы.

Концерт

Два с небольшим года назад мы рассказывали читателям о музыкальном фестивале к 120-летию со дня рождения Самуила Евгеньевича Фейнберга (1890–1962) в Московской консерватории («Древо и плоды», «PianoФорум» № 3, 2010). И, в частности, сетовали на обидное незнание сочинений С. Е. Между тем, вне контекста композиторского творчества Фейнберга его пианизм, пресловутые «педагогические принципы» подобны дереву с высохшими корнями. «Подоспевший» полувековой юбилей со дня смерти, отмеченный концертом 22 октября 2012 в Малом зале Московской консерватории дал некоторые поводы для оптимизма.

Персона

Известность пришла к пианисту Паскалю Девуайону в 1978 году: тогда он завоевал вторую премию на Международном конкурсе им. П.И. Чайковского в Москве. И стал первым французским исполнителем, добившимся такого успеха на этом состязании. Маэстро Девуайон выступает в лучших залах мира, сотрудничает с самыми именитыми оркестрами, участвует в престижных фестивалях — как соло, так и в составе камерных ансамблей. С 1996 Паскаль Девуайон — профессор Университета искусств в Берлине. Именно в Берлине и состоялась беседа с пианистом: постоянный автор «PianoФорум» Александр КУЛИКОВ — аспирант его класса.