Новости
Фестиваль
Год назад этот фестиваль был назван «Московский вернисаж мировой транскриптиады». И для нынешнего это определение не утратило своей силы: Пятый Международный фестиваль «Фортепианная транскрипция: история и современность», прошедший в Москве (6–10 декабря 2012, Концертный зал ЦМШ «На Кисловке»), подтвердил серьёзный масштаб и высокую репутацию задуманного и воплощённого, заставив размышлять о проблемах сегодняшнего исполнительства.
Персона
Крах СССР, разрыв эпох, эмиграция (добровольная или вынужденная) многих артистов привели и к разрыву знания. Артистическая чета Михаил Вайман—Дина Йоффе, хорошо знакомая музыкантам и слушателям старшего поколения, молодому не столь известна. Между тем, оба этих музыканта, говоря словами старых учебников, «имеют высокое понятие о своём деле». Воспитанница Веры Васильевны Горностаевой, Дина Йоффе в 1974 году стала вторым призером Международного конкурса имени Р. Шумана в Цвиккау, а годом позже — второй же на Международном конкурсе имени Ф. Шопена в Варшаве. «У Дины пианизм, проявляющийся в естественном и абсолютном контакте с фортепиано. Её органичная виртуозность никогда не отвлекает от погружения в музыку», — говорила профессор Горностаева о своей ученице в 1970-е. Время показало, насколько точными и ёмкими были эти слова.
В апреле 2012 года чета Вайман—Йоффе дала два концерта в Москве: камерный, в Архиповском музыкальном салоне, а также в Большом зале Московской консерватории, в сопровождении Симфонического оркестра Московской консерватории (в рамках программы «Alma mater»). Главное впечатление от игры пианистки — эти самые естественность, органичная виртуозность и безупречный вкус, вызывающие лёгкую ностальгию по «раньшему времени».
Эссе
Нашему Рахманинову 140 лет. Я говорю «нашему» не только потому, что он наш, российский по рождению и сущности своей. Он наш по определяющему знаку дня сегодняшнего. Он наш для людей XXI века, навсегда поместивших его в пантеон бессмертных. Он наш потому, что звучит в сущности ежедневно на огромном пространстве нашей российской суши. Он постоянно звучит на концертных эстрадах, театральных подмостках, в классах, в домах. Но и для мира он «наш», для той части мира, культура которой зиждется на европейских ментальных основаниях. Его интонационное поле несёт в себе знаки двух эпох: эпохи романтизма и экспрессионизма, отразившего напряжения нового века.
Фестиваль
Традиционный для Международного фестиваля новой музыки «Звуковые пути» (19–26 ноября 2012, Санкт-Петербург, художественный руководитель Александр Радвилович) и всегда предельно спрессованный Фортепианный форум в этом году состоял из двух частей: «Фортепиано на грани веков» и «Посвящение Дебюсси» — т. е. привычная формула форума была соблюдена и сулила яркие впечатления.
Персона
С заслуженным артистом России, доцентом Московской консерватории, пианистом Андреем Диевым я впервые беседовал 15 лет назад. Тогда же обнаружилась общность взглядов на жизнь и музыку. «Быть искренним, пламенеть к искусству и вести свою линию», — замечательные слова композитора Николая Мясковского, написанные как будто про Диева. Выдающийся, беспрестанно ищущий артист; педагог, чьи отношения с учениками никогда не строятся по принципу «я знаю, как надо» (и потому вовлекающий в свою орбиту подлинных талантов), Диев для меня — наитруднейший собеседник. Надеюсь, читатели извинят и наше общение на «ты», и другие отступления от привычных канонов интервью.
Персона
Денис Кожухин – человек мира. Космополит, отнюдь не безродный. Его родина совершенно конкретно обозначена на карте, как Нижний Новгород. Там начал он своё музыкальное восхождение, приведшее его на Парнас международного и признания, и принадлежания. В 14 лет (в 2000 году) он покидает Россию и перемещается сначала в Испанию, потом в Италию, оттуда – в Бельгию, ощутив себя, наконец, гражданином объединённой Европы. Один из самых блестящих учеников уникального Дмитрия Башкирова, он (подобно Учителю) не порывает с родной страной и конкретно с Нижним Новгородом, где концертирует ежегодно. Его блистательные абсолютные победы в Лиссабоне («Vendome Prize») и Брюсселе (Конкурсе Королевы Елизаветы) открыли ему двери всех престижных залов мира.
Репертуар
Имя композитора стало почти синонимом современного русского авангарда. Являясь председателем Ассоциации Современной Музыки, Виктор Екимовский стал «флагманом» отечественной «экспедиции» в неизведанные края музыкальной семантики. Однако непрестанные поиски новых принципов в композиции не содержат эпатажа и желания во что бы то ни стало шокировать публику, работая на свой пиар. Наоборот, в творчестве Екимовский является аскетом, погружённым в упорный труд собственной души, ищущей путь к богу Музыки. И этот постулат — принципиальная новизна каждого сочинения, основанная на напряжённых духовных поисках — общий фундамент, на котором стоят все творения композитора.
Эссе
Общеизвестно — вначале было слово. И слово это было «модерн». Оно предшествовало слову «авангард». Слово modernus протянулось к нам из теологических глубин сумрачного пятого столетия, когда христиане осознали свое течение «современной» альтернативой языческой традиции. А вот задорное и жалящее слово «авангард» покинуло военно-тактические пределы лишь с началом т. н. Новой истории, т. е.— от времен Великой французской революции. И все равно не сразу пришло к искусству, задержавшись на долгое время в сфере политики. В конце концов искусство присвоило себе «авангардность», отмечая этой метафорой переломы, сдвиги, утопические декларации и всевозможные повороты от реалий жизни — к мифологемам времени.
В результате мы довольно-таки запутались: где кончается «модернизм» и начинается «авангардизм»? А пуще того: где кончается «авангардизм» и начинается «постмодернизм», и как последний соотносится с понятием «новой академичности»? Знатоки утверждают: модернизм — это атака на традиционную технику письма; авангардизм — атака на сам статус искусства. В крайних своих проявлениях — что-то вроде «самокритики искусства», этакий радикальный модернизм. Ортега-и-Гассет так прямо и говорит: «Нигде искусство не демонстрирует своего магического дара, как в этой насмешке над собой».
Фестиваль
Череда явлений, наблюдавшихся на музыкальном небосклоне столицы в первую половину декабря 2011 года, вполне заслуживает наименования большого парада, только не планет, а транскрипций. Именно в это время в пределах и окрестностях Садового кольца счастливо совпали несколько значительных событий, так или иначе связанных с этим видом художественной деятельности. Во‑первых, это IV Международный фестиваль «Фортепианная транскрипция: история и современность», состоявшийся, как и все предыдущие, в Концертном зале ЦМШ «на Кисловке» и объединивший под своей эгидой десять концертов. Во‑вторых, концерт цикла «Восходящие звезды русской фортепианной школы», прошедший в Камерном зале Дома музыки и посвященный 50‑летию Марка-Андре Амлена — проект, организованный Отари Очхикидзе, энтузиастом транскрипторского творчества и горячим поклонником искусства канадского пианиста.
Фестиваль
Первый Фестиваль памяти Эмиля Гилельса прошел во Фрайбурге с 26 по 31 марта 2012. Организатор — Фонд Эмиля Гилельса, возглавляемый профессором Феликсом Готлибом. Все мероприятия (3 концерта, 6 дней мастер-классов и выставка) состоялись в Высшей музыкальной школе Фрайбурга.