Броканова Марина

Конкурсы

Двадцать лет назад никто не верил в жизнеспособность этого проекта: неужели возможно проводить в России конкурс, в программе которого — исключительно сочинения Шопена, а возрастное ограничение для участников — 16 лет? Именно так думали многие в 1992 году, когда пианист Михаил Александров объявил Первый Московский международный конкурс юных пианистов имени Фридерика Шопена. В год 20-летия состязания можно констатировать, сколь фатально они ошибались.

Персона

Из племени младого и пока еще незнакомого Лукас Генюшас выделяется уже в значении распознанного звёздного объекта на современном фортепианном небосклоне. И дело не только в том, что он лауреат нескольких престижных конкурсов. Его очевидная творческая индивидуальность (качество, всё более ценимое сегодня) породила пристальное внимание к молодому артисту (пока ещё студенту консерватории) самых именитых импресарио Европы. В июне нынешнего года агентство «Askonas Holt» приняло пианиста в свою «семью», членами которой много лет являются Перайя, Баренбойм, Кисин, Березовский... Мы беседуем с артистом, вступающим на большую концертную дорогу. Древние говорили: «Tempora mutantur et nos mutamur in illis». Остаётся лишь наблюдать как преломится старинная мудрость в ситуации артистического взрастания молодого пианиста, обещающего стать подлинным мастером.

Образование

Город Имола до конца прошлого века был известен исключительно благодаря автогонкам «Формулы-1». А потом произошло чудо: в скромный городок в провинции Болонья устремились молодые пианисты со всего мира. Ибо Международная фортепианная академия «Встречи с маэстро» буквально с первых лет существования получила негласный статус «кузницы звезд». Ее выпускники завоевали более 60 первых премий на самых престижных конкурсах. Вот лишь некоторые имена, известные во всем мире: Симон Педрони, Джанлука Кашьоли, Энрико Паче, Ольга Керн, Анна Кравченко, Софья Гуляк, Альберто Нозе, Михаил Лифитц, Игорь Рома, Александр Романовский, Ингрид Флитер. Об Академии рассказывает профессор Борис Петрушанский: именно он был одним из первых приглашенных педагогов, именно он вместе со своими коллегами Лазарем Берманом и Франко Скала превратил скромную Имолу в настоящую Мекку для молодых музыкантов.

Мастер

Нет, нет, это не «сколок» знаменитого названия Поля Дюка. Это диалог с человеком, выучившимся у легендарного мастера и недавно возглавившим Администрацию мастерских по ремонту и настройке музыкальных инструментов Московской консерватории. Наш собеседник — фортепианный мастер Константин ФЕКЛИСТОВ.

Персона

Никита Мндоянц в современной музыкальной жизни – явление относительно новое, словно на наших глазах он входит в большую историю искусства современной России. Он постоянно и последовательно обнаруживает в себе новые качества, каждый раз превосходя предшествовавший собственный же акцент. Никита Мндоянц — пианист мирового класса с ощутимо открытой дорогой восхождения. Никита Мндоянц — композитор со своим «интонационным знаком» и полным арсеналом средств, композитор новый, смелый, уже явивший работы, способные жить своей жизнью в пространстве истории. Никита Мндоянц имеет в себе то редчайшее сбалансированное равновесие умений в искусстве, когда невозможно обозначить первенствующее изначалие. Пианист и композитор звёздного плана: вспомним немногочисленных великих, обладавших подобным равновесием, и убедимся, что их так мало на свете. Никита Мндоянц встал на свою дорогу открытий. Рискнём предречь ему путь свершений.

Персона

В 19 лет он победил на сложнейшем конкурсе, посвящённом Скрябину, уже в юности обнаружив полнокровную инерцию генной преемственности от своей прославленной бабушки — Татьяны Петровны Николаевой. Вслед за этой победой он блеснул на конкурсе в Кливленде и сегодня, несмотря на молодость, гастролирует в Европе и Америке как равный в ряду маститых фигур современного мирового пианизма. «PianoФорум» решил начать последовательное знакомство читателей с «племенем младым» — с восходящими звёздами, выпестованными отечественной школой и представляющими фортепианное искусство на концертных эстрадах мира.

Персона

Сегодня с его именем связывают будущее нашего музыкального искусства. Народный артист РФ, профессор Владимир Овчинников возглавил Центральную музыкальную школу — знаменитые младшие классы Московской консерватории. Его международная артистическая слава шла впереди этого назначения. Именно артистическое имя его известно на всех континентах. И сегодня он демонстрирует блистательную пианистическую форму, готовность к воплощению программ, охватывающих широчайший объём классического наследия и музыку нового времени, мощно поддержанную его исполнительским талантом.

Фестиваль

Берлин — одна из музыкальных столиц мира: первоклассные оркестры и оперные театры, высочайшая «плотность» концертного сезона, солисты и дирижёры из «высшей лиги», огромный интерес к новой музыке. Однако и в этой широчайшей панораме нашлась своя «лакуна»: в столице Германии никогда не было «своего» фортепианного фестиваля. Он появился лишь в 2012 году, и рождением своим обязан желанию и воле одного человека — англичанина Барнаби Уайлера, страстного любителя и знатока фортепианного искусства.

Персона

Денис Кожухин – человек мира. Космополит, отнюдь не безродный. Его родина совершенно конкретно обозначена на карте, как Нижний Новгород. Там начал он своё музыкальное восхождение, приведшее его на Парнас международного и признания, и принадлежания. В 14 лет (в 2000 году) он покидает Россию и перемещается сначала в Испанию, потом в Италию, оттуда – в Бельгию, ощутив себя, наконец, гражданином объединённой Европы. Один из самых блестящих учеников уникального Дмитрия Башкирова, он (подобно Учителю) не порывает с родной страной и конкретно с Нижним Новгородом, где концертирует ежегодно. Его блистательные абсолютные победы в Лиссабоне («Vendome Prize») и Брюсселе (Конкурсе Королевы Елизаветы) открыли ему двери всех престижных залов мира.

Персона

После ухода из жизни великой пианистки Татьяны Петровны Николаевой традиция воплощения больших исполнительских проектов (антологий, полных собраний…), представленных от первого лица, в Московской консерватории начала увядать с угрозой сойти «на нет». Михаил Петухов — один из самых блестящих учеников профессора Николаевой — должен быть признан тем, кому удалось сохранить традицию Учителя и длить её на звёздном уровне воплощения. Его недавние экспозиции полного собрания Прелюдий и фуг Д. Шостаковича и всех клавирных концертов И. С. Баха (вкупе с «Музыкальным приношением») — подлинные откровения в круге пианистических событий столицы. Михаил Петухов словно возрождает классический образ музыканта, охватившего целый космос умений, образ, в котором объединились интенсивно концертирующий пианист и композитор, творящий в различных жанрах, снискавший признание и в своей «цеховой» среде, и в широкой аудитории.

Персона

Алексею Володину 34 года. Формально он еще не исчерпал «лимит молодости», но de facto является зрелым мастером высочайшего класса, художественный талант и универсальная пианистическая оснащенность которого признаны всем сообществом мирового фортепианного цеха. Он принадлежит к прорастающему поколению «новых русских пианистов», которые обретают свойства мировых звезд и становятся «своими» на планетарном уровне востребованности и творческого присутствия.

Персона

Вера Васильевна Горностаева — носитель славы одного из самых блистательных фортепианных педагогов современного мира. Унаследовав дух школы Генриха Нейгауза, она нашла свой путь, свой modus operandi, в основе которого культ индивидуальности. Более полустолетия она воспитывает в стенах Московской консерватории музыкантов — носителей выраженной личностной характерности. Она истинный рыцарь нашего искусства — «без страха и упрека», — творческая личность, включенная в тектонический ритм общественной жизни, один из лидеров в деле созидания пространства Культуры в России ХХ–ХХI столетий.