Роман Леденев. «Сортавальский триптих»
Роман Семенович Леденев (1930—2019) — один из признанных мастеров отечественной композиторской школы. Его перу принадлежит множество масштабных сочинений — концерты для различных инструментов с оркестром, крупные хоровые произведения, вокальные циклы на стихи Некрасова, Рубцова, Фета, Тютчева и многие другие работы. Значительное внимание уделяет композитор и малым, камерным формам, в частности, произведениям для фортепиано соло и фортепианным ансамблям.
Именно для фортепиано и создан Романом Леденевым цикл «Цветные открытки» (ор. 63), вышедший в свет в 2009 году. Он состоит из двух тетрадей. Вторая тетрадь, включающая в себя три прелюдии, предназначена для ансамбля двух роялей, первая же тетрадь, названная автором «Сортавальский триптих», написана для фортепиано соло. Именно об этом триптихе — сочинении, безусловно заслуживающем нашего внимания, — и пойдет сегодня речь.
«Cортавальский триптих» включает в себя фортепианные миниатюры, названные поэтично и красочно: «Розовые облака», «Белая ночь» и «Синее озеро». Как поясняет сам композитор, на создание этого цикла его вдохновила красота окрестностей карельского города Сортавалы. Роман Леденев, находясь там на отдыхе, фотографировал окружающие его пейзажи, в частности, виды Ладожского озера. Эти фотографии и являлись теми самыми «Цветными открытками». Композитор выразил свои впечатления от этих пейзажей не только в фотографиях, но и — самое главное — в музыке. Именно так и появился «Сортавальский триптих».
Миниатюрные пьесы этого цикла, таким образом, являются своего рода «зарисовками», «картинками» непосредственных впечатлений композитора. В истории фортепианной музыки традиция такого жанра имеет очень богатую историю и глубокие корни. При первом знакомстве с «Сортавальским триптихом» неизбежно возникает мысль о родстве его со знаменитыми «Прелюдиями» Дебюсси, также выражающими мимолетные и тонкие впечатления.
Есть в этом триптихе другой важный срез содержания. Как указывает сам композитор, во всех пьесах триптиха присутствует цвет — облака здесь «розовые», озеро «синее», а ночь — «белая». Способность передавать музыкальными средствами цветовые ощущения — редкий дар.
В отечественной музыке он был присущ Скрябину. Роман Леденев выступает в этом цикле как, в определенной степени, преемник этой традиции, подчеркивая в названии каждой пьесы ее визуальный, цветовой колорит. Нужно обладать настоящей смелостью и большим мастерством, чтобы решить столь сложную задачу: отображение звуками красок окружающего мира.
Первая пьеса этого цикла носит название «Розовые облака». Запечатлеть облака всегда представляется невероятно сложным и для художника, и для поэта, а тем более для композитора. Дуновение ветра то и дело причудливо изменяет их форму, а игра света придает их окраске все новые и новые оттенки, в результате чего трудно уловить какую-то константу в их вечной изменчивости. Композитор Леденев оригинально решает эту сложную задачу. Автор на протяжении всей пьесы использует аккорды, звукосочетания и пассажи, создавая с их помощью пейзажную картину закатного неба. Благодаря широкой амплитуде изменения динамики (темповая ремарка автора гласит: «Довольно медленно, со звуковыми контрастами») и постоянному тонкому варьированию создается впечатление безостановочного, текучего движения облаков по небосклону. Особый колорит придает этой пьесе её изысканный, загадочный, поистине «импрессионистский» гармонический язык. Он достаточно сложен — здесь можно найти и изысканную хроматику, и целотонные построения, и лады Мессиана.
Вторая пьеса триптиха называется «Белая ночь». Человеку, никогда не бывавшему на Русском Севере, трудно представить себе всю величественную красоту летних северных ночей, их совершенно особый, приглушенный колорит. Несмотря на то, что все вокруг кажется отчетливо видимым, краски природы приобретают утонченный пастельный оттенок, и все окружающее окутывается неуловимой дымкой. Для передачи этого необычного колорита композитор прибегает к иным средствам, нежели в первой пьесе. Если в «Розовых облаках» основным выразительным средством является гармония, то здесь, наряду с гармоническим изложением, существенная роль принадлежит мелодии. Она носит спокойный, повествовательный характер, развертываясь постепенно и неторопливо, ей присущи достаточно широкий диапазон и свободное дыхание.
Гармонический язык этой пьесы в целом проще, чем в «Розовых облаках», однако особенности использования его композитором придают дополнительное движение неторопливой, как бы эпического характера мелодии. Начиная с простых, диатонических гармоний, композитор постепенно, шаг за шагом, в пределах одной мелодической фразы усложняет их, обогащая хроматизмами. Благодаря этому и создается иллюзия того самого пастельного, приглушенного колорита, постепенного заволакивания красок природы дымкой.
Третья пьеса этого цикла — «Синее озеро». «Неторопливо, затаенно, статично» — такое темповое указание предпослал Леденев этому произведению. Слова эти в полной мере отражают содержательный строй пьесы.
Те, кто побывал на Ладожском озере (а речь, как представляется, идет именно о нем), безусловно, знают, что спокойствие этого озера обманчиво и на нем часто разыгрываются по-настоящему «морские» штормы и бури. Статичный, величественно-спокойный характер этой пьесы можно объяснить не только желанием композитора отразить кратковременный миг штиля и спокойствия. Более существенным представляется отметить другое. Как уточняет сам автор, ему хотелось бы, чтобы «это было не просто живописующее начало, а воспроизведение связи с природой». Тем самым для композитора более важным становится не изображение природы музыкальными средствами, а передача впечатления от её созерцания, остающегося в душе человека. Именно в таком плане и следует понимать ремарку композитора «статично» — как отражение ощущения спокойствия и широты бескрайних просторов Ладоги.
Композиционной основой всей пьесы является арпеджированное движение по звукам трезвучий. Начинает и завершает пьесу Ре-мажорный квартсекстаккорд, являющийся, таким образом, опорной точкой всей композиции. В процессе развития формы автор сопоставляет его с обращениями других трезвучий, обогащает гармонию, усложняя ее диссонансами и сложными сопоставлениями аккордов. К концу пьесы гармонический фон «проясняется», и завершается «Синее озеро» возвратом начального построения на основе Ре-мажорного квартсекстаккорда, образуя этим самым своего рода «арку» между началом и концом произведения.
Завершая знакомство с «Сортавальским триптихом», хотелось бы упомянуть об одном важном моменте. Это сочинение можно вполне обоснованно рекомендовать для использования в качестве учебного репертуара при занятиях с юными пианистами в музыкальных школах.
Недостаток современного репертуара, в особенности отечественного, в программе занятий с детьми является очень важной проблемой. Тем не менее, значительная часть из современной фортепианной музыки не может быть использована для подобных целей по объективным причинам. Одной из основных является, в частности, подчас непреодолимая для ребенка сложность текста, обусловленная спецификой современных композиторских техник. Триптих Романа Леденева можно рассматривать в таком разрезе одним из немногих счастливых исключений. С точки зрения фортепианной техники это произведение вполне доступно для использования в детской музыкальной школе.
Внутреннее же содержание этой музыки, связанное с ощущением красоты и гармонии родной природы, не только близко и понятно ребенку, но и, безусловно, будет способствовать развитию его внутреннего мира, чувства прекрасного, стремления к достижению гармонии с окружающим нас миром.