Настоящая публикация завершает серию статей, посвящённых истории фортепианного факультета Московской консерватории (см. «PianoФорум» №№ 1–3, 2011). Предлагаемый материал охватывает период от середины ХХ столетия до настоящего времени. Конечно же, краткая публикация может очертить лишь контур огромной суммы деяний и свершений, осуществлённых в ходе исторической эволюции.
В 2011 году фортепианный факультет Московской консерватории отметил своё 75-летие. Конечно, возникновение в 1936 году факультета (как вузовской структуры, некоего «подразделения») означало всего лишь продолжение той деятельности по подготовке пианистов, которая уже прославила Московскую консерваторию. Но это продолжение обрело новый масштаб и энергетику. К середине 60-х годов факультет утвердился как один из самых авторитетных факультетских образований не только в Московской консерватории, но и в Европе.
60-е и 70-е г. г.— период послехрущёвской «оттепели», сменившейся «эпохой застоя», — это годы пристальной цензуры и ограничений, касавшихся разных аспектов творческой деятельности. Вместе с тем, государство было заинтересовано в эффектной «художественной витрине», и исполнительство подходило для этого как нельзя лучше. Ограничения касались только репертуарной стороны. Во всём остальном педагогам и исполнителям предоставлялась полная творческая свобода. Исполнительское искусство в СССР той поры расцветало с необычайной интенсивностью. Формируется новое поколение «звёздной профессуры», вырастают «звёздные ученики». Но главное — мощно возрастает целостный уровень обучения, общий уровень профессионализма. И пианисты здесь в авангарде.
За 75 лет на факультете происходили структурные изменения. В 1936 году были образованы четыре кафедры специального фортепиано, и эта структура сохранилась до 1994 года, когда все они слились в одну, но ещё раньше в состав факультета была включена кафедра концертмейстерского мастерства (она долгое время была пятой). А в 1996 году факультет сформировал кафедру органа и клавесина. Таким образом, структура факультета видоизменяется в соответствии с реалиями времени: отменяет и возвращает старые формы, постоянно обогащается новопривнесениями — новые программы, факультативы, сопряжения с другими факультетами, смена организационных форм внутренней концертной деятельности. Словом, какие-то элементы структуры определённое время сохраняют устойчивость, другие — в постоянном движении и обновлении.
Но, в конечном итоге, дело не в структуре, которая суть порождение коллективной мысли. Дело в персоналиях, в художественных фигурах, представляющих факультет, и в собственно художественной результативности работы наставников. Назвать в первую очередь, видимо, следует руководителей факультета — деканов, которые координировали деятельность кафедр и классов на протяжении 75-летней истории, руководили подготовкой разного рода программ и нововведений. Все они — воспитанники Московской консерватории и в определённом смысле олицетворяют связь поколений. В трудные 40-е годы факультет возглавлял профессор Василий Нечаев, разделивший со своими именитыми коллегами все тяготы военного и послевоенного времени и сохранивший весь блистательный потенциал факультета. Он был не только пианистом, но также музыковедом, обладателем степени доктора искусствоведения. Его эстафету в 50-е годы принимает Нина Емельянова — пианистка известная, концертирующая, профессор, народная артистка РСФСР. В течение восьми лет (1962–70) деканом был профессор Михаил Соколов — деятельный организатор, беззаветно преданный искусству, поборник строгой творческой дисциплины. А в начале 70-х деканом становится яркий музыкант нейгаузовской школы, талантливый музыкальный писатель, заведующий кафедрой концертмейстерского мастерства, профессор Мстислав Смирнов. Через три года его назначают проректором по научной работе, но в сущности вместе с проф. Евгением Малининым — деканом и ярчайшим пианистом мирового класса — он продолжает руководить факультетом. В период с 1978 по 1987 руководил факультетом выдающийся профессор Сергей Доренский. Только из его класса вышло около 150 лауреатов международных конкурсов. Именно в период его деканства произошло слияние кафедр специального фортепиано, что было продиктовано и конкретными психологическими причинами, и стремлением к максимально чёткой координации работы классов.
Кафедра концертмейстерского мастерства была образована в 1963, и возглавил её проф. М. А. Смирнов. За 37 лет работы на этом посту он создал подлинный центр подготовки пианистов-концертмейстеров. Благодаря усилиям его кафедры факультет расширяет квалификационный спектр и выступает в роли главного методического центра по выработке рекомендаций в области обучения концертмейстерскому мастерству. Методический опыт кафедры концертмейстерства Московской консерватории становится центром притяжения всех консерваторий страны. Наряду с включением кафедры органа и клавесина в 1996 г. (проф. Н. Н. Ведерникова была избрана её руководителем), работу концертмейстерской кафедры можно признать главным новопривнесением в факультетскую жизнь. Следует отметить, что с 2002 кафедра концертмейстерского мастерства (во многом вследствие возросших самостоятельных функций и стремления вовлечь в обучение музыкантов нефортепианного профиля — композиторов, музыковедов) была выведена из фортепианного факультета и позиционировала себя как кафедра межфакультетская. Во главе её встал опытный мастер — проф. В. Н. Чачава.
Короткое время (2000–01) деканом был замечательный пианист, профессор Валерий Кастельский, после ухода которого из жизни на эту должность избрали профессора Елену Кузнецову, по сей день возглавляющую факультет.
Следует заметить, что с середины 60-х — это уже факультет без Генриха Нейгауза, в первом десятилетии XXI века уходит из жизни Лев Наумов, блистательный педагог нейгаузовской школы. На этом промежутке несколько невосполнимых потерь: Яков Зак, Яков Флиер, Лев Власенко, Евгений Малинин. В декабре 2012 нас покинул патриарх фортепианного дела Виктор Мержанов. И всё же в начале XXI века факультет представлял собой содружество нескольких поколений. Стоит назвать имена его корифеев, ибо все они входят в элиту современного фортепианного мира. Самое старшее поколение — это профессора, выпускники консерватории, учившиеся у всемирно известных пианистов. Все они победно прошли через международные конкурсы: Э. К. Вирсаладзе, Н. А. Петров (кл. Я. И. Зака), М. С. Воскресенский (кл. Л. Н. Оборина), С. Л. Доренский (кл. Г. Р. Гинзбурга), О. М. Жукова (кл. В. В. Софроницкого), З. А. Игнатьева, В. К. Мержанов, Л. В. Рощина (кл. С. Е. Фейнберга), В. В. Горностаева, А. А. Наседкин, Е. Р. Рихтер, М. А. Федорова (кл. Г. Г. Нейгауза), Ю. С. Айрапетян (кл. Я. В. Флиера), Н. Л. Штаркман (кл. К. Н. Игумнова).
Следующее поколение, которое работает бок о бок с вышеперечисленными профессорами, — это уже их воспитанники: проф. Е. И. Кузнецова, проф. Н. В. Трулль, доц. Ю. В. Мартынов (кл. М. С. Воскресенского), проф. П.Т. Нерсесьян, проф. А. А. Писарев (кл. С. Л. Доренского), проф. Ю. С. Слесарев, проф. А. А. Мндоянц (класс В. К. Мержанова), проф. И.Н. Плотникова (кл. Р.Р. Керера), доц. А. Б. Диев (кл. Л. Н. Наумова), проф. К. В. Кнорре, доц. Ю. Р. Лисиченко-Лисица (кл. В. В. Горностаевой), проф. В. П. Овчинников, проф. В. В. Пясецкий (кл. А. А. Наседкина), проф. М. С. Петухов (кл. Т. П. Николаевой), проф. А. А. Фоменко (кл. Е. В. Малинина).
Более молодое поколение — это ассистенты, ученики уже всемирно известных профессоров (как в прошлом их учителей): Ю. В. Диденко и А. М. Малкус (кл. В. К. Мержанова), Д. Э. Копылов (кл. Л. Н. Наумова), Н. Л. Луганский (кл. С. Л. Доренского), А. Ш. Гиндин, С. Н. Кудряков и А. С. Струков (кл. М. С. Воскресенского), Я. Ю. Канцельсон (кл. Э. К. Вирсаладзе), С. А. Главатских, Д. А. Петрова и М. В. Филиппов (кл. В. В. Горностаевой), Е. Н. Лелидис и Е. А. Леденева (кл. Ю. С. Айрапетяна), С. Ю. Лисиченко-Лисица (кл. Л. В. Рощиной), Д. А. Тетерин и Д. В. Чефанов (кл. А. А. Наседкина), П.В. Федотова (ранее — ассистентка А.А. Наседкина), А. А. Вершинин и А. В. Шибко (кл. Ю. С. Слесарева), Д. А. Людков (кл. М. А. Федоровой), С. А. Кузнецов (кл. Е. А. Кузнецовой).
Приведенный перечень далеко не полон. Целесообразность его помещения здесь обусловлена ещё и тем, что все годы существования консерватории основным условием для работы на фортепианном факультете было и остаётся ведение преподавателями концертной работы. В педагогическом корпусе факультета — исключительно лауреаты международных конкурсов. Быть членом фортепианной кафедры может, в первую очередь, человек, ведущий концертную работу (это главное условие работы вообще на исполнительских факультетах МГК). Молодое поколение — ассистенты — также лауреаты международных конкурсов, играющие и гастролирующие пианисты. На протяжении многих лет действует важнейший принцип: в сущности, все преподаватели связаны с теми или иными концертными организациями. Большинство из них работают (или работали) солистами в Московской филармонии. Нет нужды перечислять тех, кто в описываемые десятилетия воплощал обширный план гастролей в разных странах и на разных континентах. Имена Д. Башкирова, Т. Николаевой, Р. Керера, В. Мержанова, Л. Власенко, А. Наседкина, А. Мндоянца, А. Любимова, М. Фёдоровой известны миру и входят в «исторический реестр» крупнейших исполнительских имён.
В 1970-е годы пробуждается активный интерес к музыкальному авангарду, «минималистам», восточной музыке. И снова фортепианный факультет во главе движения. А. Б. Любимов, ученик Г. Г. Нейгауза, по окончании консерватории становится одним из основателей ансамбля «Музыка ХХ века» (существовал с 1968 по 1975), а вслед за тем и факультета исторического и современного исполнительского искусства. Впервые в России зазвучали произведения Берио, Булеза, Штокхаузена, Кейджа, Райли… В круг музыкальных интересов исполнителей входит не только музыка ХХ века, включающая авангард, экспериментальные опусы, но и музыка композиторов эпохи барокко, исполняемая на старинных инструментах. В сезоне 1971–72 М. Фёдорова в Большом зале консерватории играет все концерты Баха на клавесине с оркестром п/у Р. Баршая.
Московская консерватория всегда была важнейшим культурно-просветительским центром столицы, именно в её стенах зародились самые оригинальные репертуарные предложения. В 70–80-е годы эта роль вуза возросла чрезвычайно. Не ослабевает интенсивность концертной жизни и в 1980-е годы. Вслед за Т. Николаевой М. Воскресенский, выступая как органист в Большом и Малом залах консерватории, провозглашает принцип монографических программ. В сезоне 1982–83 в Малом зале консерватории им были исполнены все произведения Шопена (9 концертов). Монографические программы объявляют разные педагоги факультета в течение многих десятилетий. Эта традиция жива, более того, она вошла в практику классных академических вечеров (например, исполнение всего фортепианного Р. Щедрина в классе С. Л. Доренского).
Конец 80-х и начало 90-х годов ознаменованы «Историческими концертами». Традиция, идущая от Рубинштейнов, сохранилась. В частности, следует упомянуть, что в течение трёх сезонов был исполнен цикл из 10 концертов под общим названием «Из истории русского романса». Этот цикл был исполнен И. В. Осиповой, работавшей на кафедре концертмейстерского искусства, и стал, по существу, звучащей антологией русского классического романса.
Естественно, различные ансамблевые слияния украшают и программы «Исторических концертов», и монографические циклы, и афиши, предлагающие музыкальные раритеты. Сотрудничество фортепианного факультета с оркестровым и вокальным всегда было и нормой, и постоянно искомым качеством. Как правило (чаще всего), ансамбли с участием педагогов-пианистов образовывались под определённый программный замысел, но результат всегда оказывался высоким и впечатляющим.
Трудно переоценить роль Московской консерватории в мировом культурном пространстве. Сегодня её выпускники трудятся в разных странах, и ни один сезон в любом крупном городе Европы не обходится без участия музыкантов-выходцев из стен Московской консерватории. И фортепианный факультет представлен в Европе, Америке и Азии в полной мере. Некоторые выдающиеся пианисты, в прошлом преподаватели факультета, уехали работать в Европу и Америку. Дмитрий Башкиров, Белла Давидович, Лазарь Берман — представители старшего поколения, Владимир Крайнев, Дина Йоффе, Владимир Виардо, Борис Петрушанский, представляющие среднее поколение московских пианистов, уехали на постоянную работу в разные страны. Наиболее успешной оказалась деятельность профессора Башкирова, воспитавшего уже на Западе целую плеяду пианистов (в т. ч. выходцев из России), достойно представляющих нашу фортепианную школу в мире. Но важно, что многие профессора факультета, которые не порывали с консерваторией, востребованы в разных странах как носители высочайшего авторитета в профессии, как специалисты, способные оказать неоценимую методическую помощь. Деятельность за рубежом В. Мержанова, М. Воскресенского, Э. Вирсаладзе, В. Овчинникова, А. Наседкиа, А. Писарева, П. Нерсесьяна, М. Петухова, Е. Кузнецовой, А. Диева воплощалась и в виде системной педагогической работы и в виде мастер-классов, открытых уроков и семинаров. К примеру, В. К. Мержанов кроме того, что он возглавлял фортепианный факультет в Высшей школе музыки Троссингена в Германии, учредил специальные курсы подготовки пианистов-профессионалов и национальный конкурс в Гаване. Специальные мастер-курсы проводились им в Веймаре, Манчестере, Хельсинки, Салониках, Лос-Анджелесе… И это деяние лишь одного профессора!
Менялось время, менялись тенденции, факультет рос (в том числе, количественно) и видоизменялся. К 2011 году число студентов факультета достигло 240 человек, а штатный состав профессоров и преподавателей — 68 человек (из них — 30 профессоров).
Расширяется и круг дисциплин в новых учебных планах, позволяющих студентам варьировать выбор. Для изучения и практического освоения в режиме ad libitum предложены такие предметы, как «Музыкальный менеджмент», «Музыкальное искусство романтизма», «Искусство импровизации», «Изучение концертного репертуара», «Современная нотация», «История исполнительских стилей», «История музыкальной педагогики», «Основы интерпретации старинной музыки», «Исторические клавиры» и даже «Ремонт и настройка фортепиано».
Конечно, самой сильной стороной факультета является творческий потенциал педагогов. Именно он делает Московскую консерваторию музыкально-культурным центром и Москвы, и страны. Этот потенциал усиливается мощным потенциалом студенческого отряда и аспирантуры. Всё это позволяет развернуть широкую концертную деятельность в залах консерватории, прежде всего, и за пределами консерваторских стен, в том числе — за рубежом. Достаточно привести лишь один пример: ученик проф. Л. Наумова, доц. А. Диев подготовил в 2003 году антологию «Прелюдии. Рахманинов. Скрябин. Дебюсси». А за последние три года им было дано свыше 100 сольных концертов. Большой интерес музыкальной общественности вызывают все концертные акции факультета, связанные с юбилеями его корифеев. Как правило, это фестивальные циклы концертов, в которых представлены и новые имена, и нередко новые сочинения. С юбилейными датами связаны и большие монографические циклы (например, все клавирные концерты Баха и 24 прелюдии и фуги Шостаковича, исполнение которых М. Петухов посвятил памяти Т. П. Николаевой). Важно подчеркнуть главное: творческий потенциал педагогов, талантливых студентов и аспирантов имеет возможность реализоваться (и реализуется!) прежде всего в стенах Московской консерватории.
К сожалению, существующая в нашей стране система менеджмента не в состоянии освоить истинные возможности, которые, кажется, в большей степени востребованы в мире, нежели в нашей стране.
Фортепианный факультет Московской консерватории давно осознаётся чем-то вроде «фабрики лауреатов». Только за последние пять лет более 150 студентов стали лауреатами различных конкурсов, в том числе, самых престижных и сложных. Поэтому конкурсные предложения, проблемы и коллизии всегда в центре внимания. Ежедневно (ибо это процесс перманентный) факультет готовит несколько десятков своих выучеников к конкурсным состязаниям, проходящим во всех странах мира. И конечно же, мировой конкурсный процесс в центре внимания и студентов, и профессоров, которых мир осознаёт в роли авторитетнейших экспертов.
Участие профессоров факультета в качестве членов жюри — одна из традиционных форм их деятельности. Конкурсы им. П. И. Чайковского, им. Л. Бетховена, Дж. Энеску, Б. Бартока, Ф. Листа, С. В. Рахманинова, Ф. Бузони и многие другие, как правило, не проходят без участия профессоров Московской консерватории в составе жюри. Скажем лишь о конкурсе имени П. И. Чайковского. Председателями его фортепианного жюри были профессора фортепианного факультета Э. Гилельс, Т. Николаева, Л. Власенко, В. Крайнев, Н. Петров, а членами жюри, начиная с Первого конкурса (1958) по Четырнадцатый (2011), были более 20 профессоров кафедр специального фортепиано. В 2011 году в жюри XIV Международного конкурса имени П. И. Чайковского был приглашен молодой лауреат Денис Мацуев — выпускник фортепианного факультета 1999 года по классу С. Л. Доренского. С Первого конкурса им. П. И. Чайковского пианисты, получающие или получившие образование в Московской консерватории, каждый раз занимали призовые места — красноречивое свидетельство творческого профессионализма. За более чем полувековой период существования этого конкурса звание лауреатов и дипломантов завоевали 40 студентов и аспирантов фортепианного факультета. Лауреаты 60-х годов — Элисо Вирсаладзе, Алексей Наседкин, лауреаты 70-х годов — Аркадий Севидов, Станислав Иголинский, Владимир Крайнев, Михаил Плетнёв, лауреаты 80-х — Владимир Овчинников, Ирина Плотникова, Наталия Трулль, 90-х — Николай Луганский, Александр Гиндин, Максим Филиппов.
Сегодня факультет — это некое подобие института, деятельность которого не ограничивается лишь одним делом. Наряду с главными, решается немало побочных задач, которые, однако, оказываются остро востребованными в реальном учебном процессе. Сюда относятся выработка методик и репертуарных рекомендаций (нельзя забывать, что факультет — основная база фортепианного образования в стране), а также научно-исследовательская работа (в основном, в области фортепианной историографии, мемуаристики и методических разработок). Результативны редакторские усилия профессоров Е. Р. Рихтер, М. В. Лидского, И. В. Осиповой. Но главные редакторские обретения — на ниве нотного редактирования. Работы З. Игнатьевой, Л. Рощиной и, конечно, В. Мержанова вошли, как говорится, в «фортепианный обиход» на разных уровнях обучения. Профессора факультета не чуждаются даже монументальных литературных опусов. Большой популярностью, в частности, пользуются книга В. В. Горностаевой «Два часа после концерта» (она издана и у нас, и в Японии), книга бесед с Л. Наумовым «Под знаком Нейгауза», литературные издания Н. Штаркмана и В. Мержанова. Проф. А. М. Меркулов подготовил сборник под титулом «Уроки Якова Зака». Есть на факультете и композиторы, высокопрофессиональные и одарённые. Это два Михаила — Петухов и Плетнёв, который десятилетие (1981–1990) посвятил фортепианной педагогике.
Фондовые записи выдающихся педагогов-артистов фортепианного факультета в прошлом и настоящем — это поистине «золотой фонд» звуковой художественной памяти, реальная передача творческой эстафеты будущим поколениям пианистов и неоценимый вклад в дело художественного просветительства. Невозможно перечислить все записи, созданные в стенах консерватории, но важно, что все имена, уже признанные мировым музыкальным сообществом, оставили свой неповторимый «знак». Созданы и видеозаписи открытых уроков знаменитых профессоров — В. К. Мержанова, Л. Н. Наумова, В. В. Горностаевой.
Факультет действительно может гордиться тем резонансом, который возник в связи с деятельностью его профессоров и выпускников в мире. Понятно, что все профессора отмечены теми или иными (некоторые — высшими) знаками отличия нашей страны в минувшей и настоящей её ипостаси. Но, право же, стоит отдельной строкой выделить награждённых за рубежами России. Это Э. Вирсаладзе, получившая Премию им. Р. Шумана, это Н. Петров, награждённый Большой золотой медалью французской академии Оноре де Бальзака, Е. Малинин — кавалер французского «Золотого креста», С. Доренский, ставший заслуженный деятелем культуры Польши, Н. Луганский — лауреат премии им. Т. Джадда, В. Мержанов — кавалер двух польских орденов…
К своему 75-летию факультет пришёл достойно. Сегодня в его педагогический корпус входят 17 народных артистов Российской Федерации, столько же заслуженных артистов, 5 заслуженных деятелей искусств. Но главное в том, что сохранена великая творческая инерция прошлого, сохранены высшие критерии качества, художественная культура и свобода творческой инициативы на основе совершенного мастерства.