За кулисами реквиема: как записывался последний великий проект Артемьева
Дата публикации: Ноябрь 2025
Рубрика: Новости
Участники симпозиума услышали предпремьерный 68-минутный шедевр — в той самой студии «Мосфильма», где он и был записан.
III Международный симпозиум индустрии звукозаписи академической музыки дал редкую возможность не только обменяться знаниями и опытом, но также прикоснуться к одному из самых глубоких музыкальных произведений современности. В рамках мероприятия на территории «Мосфильма» прошёл уникальный мастер-класс «Творческая кухня больших проектов. Реквием Артемьева». Организатором мероприятия является Российский музыкальный союз. Событие состоялось при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Его автором стал Геннадий Папин — выдающийся звукорежиссёр «Мосфильма», один из ключевых мастеров отечественного звукозаписывающего искусства. Он работал с известными российскими и зарубежными композиторами, среди которых Эдуард Артемьев, Анджело Бадаламенти, Борис Базуров, Геннадий Гладков, Мишель Легран, Юрий Потеенко. Геннадий Папин записал музыку к более чем 600 кинофильмам, удостоенным кинопремий.
На мастер-классе он раскрыл детали создания масштабного проекта, над которым Эдуард Артемьев трудился всю свою жизнь. Кроме того, участникам мероприятия была предоставлена эксклюзивная возможность прослушать финальную версию реквиема (68 минут) целиком. Причём знакомство с произведением происходило в той самой микшерной студии «Мосфильма», где родилось произведение. «Практически 95% того, что мы слышим в реквиеме, записывалось здесь, — подчеркнул Геннадий Папин. — Это то место, где рождался звук, где мы проверяли каждую деталь. Только орган был записан в Концертном зале имени П. И. Чайковского, так как не было возможности его сюда переместить».
Прослушивание проходило в формате предпремьерного показа. Как уточнил Папин, это стало возможно благодаря разрешению Национального фонда поддержки правообладателей: «Официально проект выйдет позже, возможно в следующем году. Но, к счастью, мы можем услышать реквием сегодня в рамках симпозиума».
На мастер-классе было показано видео создания и записи произведения с участием Эдуарда Артемьева — кадры из студии, фрагменты работы над проектом, моменты присутствия композитора в зале. Эти материалы позволили участникам не просто услышать музыку, но буквально заглянуть за кулисы многолетнего творческого процесса.
Реквием, написанный на латинские тексты и вдохновившись Симфонией псалмов Стравинского, стал вольной интерпретацией канонической мессы с использованием рок-музыки. Эдуард Артемьев стремился к синтезу жанров, не желая замыкаться в определённых рамках. Произведение было посвящено Владимиру Минину — легендарному хоровому дирижёру, народному артисту СССР, одному из первых, кто оценил замысел Артемьева. Премьера состоялась в 2018 году, оркестром дирижировал Сергей Скрипка, но позже композитор внёс доработки, и именно эта версия была представлена на мастер-классе.
Интересно, что точной даты начала создания произведения не существует. Идея возникла ещё в 1970-е годы, а окончательно сформировалась лишь спустя десятилетия. Как рассказал Геннадий Папин, композитор не раз повторял: «Я никуда не тороплюсь». Для самого Папина реквием стал одной из самых ярких вспышек за всю его более чем 40-летнюю карьеру: «Сколько бы я ни слушал эту музыку, я не устаю от неё. Не потому, что я участвовал в создании, а потому, что музыка такая… Она продолжает крутиться в голове».
В мастер-классе приняли участие звукорежиссёры, преподаватели ведущих музыкальных вузов, студенты, многие из которых годами следили за развитием проекта и долго ждали этой возможности. После завершения прослушивания они не спешили расходиться, называя событие историческим.
Мероприятие продемонстрировало, насколько важно сохранять преемственность в музыке, передавать опыт от поколения к поколению и не бояться экспериментировать.
На мастер-классе он раскрыл детали создания масштабного проекта, над которым Эдуард Артемьев трудился всю свою жизнь. Кроме того, участникам мероприятия была предоставлена эксклюзивная возможность прослушать финальную версию реквиема (68 минут) целиком. Причём знакомство с произведением происходило в той самой микшерной студии «Мосфильма», где родилось произведение. «Практически 95% того, что мы слышим в реквиеме, записывалось здесь, — подчеркнул Геннадий Папин. — Это то место, где рождался звук, где мы проверяли каждую деталь. Только орган был записан в Концертном зале имени П. И. Чайковского, так как не было возможности его сюда переместить».
Прослушивание проходило в формате предпремьерного показа. Как уточнил Папин, это стало возможно благодаря разрешению Национального фонда поддержки правообладателей: «Официально проект выйдет позже, возможно в следующем году. Но, к счастью, мы можем услышать реквием сегодня в рамках симпозиума».
На мастер-классе было показано видео создания и записи произведения с участием Эдуарда Артемьева — кадры из студии, фрагменты работы над проектом, моменты присутствия композитора в зале. Эти материалы позволили участникам не просто услышать музыку, но буквально заглянуть за кулисы многолетнего творческого процесса.
Реквием, написанный на латинские тексты и вдохновившись Симфонией псалмов Стравинского, стал вольной интерпретацией канонической мессы с использованием рок-музыки. Эдуард Артемьев стремился к синтезу жанров, не желая замыкаться в определённых рамках. Произведение было посвящено Владимиру Минину — легендарному хоровому дирижёру, народному артисту СССР, одному из первых, кто оценил замысел Артемьева. Премьера состоялась в 2018 году, оркестром дирижировал Сергей Скрипка, но позже композитор внёс доработки, и именно эта версия была представлена на мастер-классе.
Интересно, что точной даты начала создания произведения не существует. Идея возникла ещё в 1970-е годы, а окончательно сформировалась лишь спустя десятилетия. Как рассказал Геннадий Папин, композитор не раз повторял: «Я никуда не тороплюсь». Для самого Папина реквием стал одной из самых ярких вспышек за всю его более чем 40-летнюю карьеру: «Сколько бы я ни слушал эту музыку, я не устаю от неё. Не потому, что я участвовал в создании, а потому, что музыка такая… Она продолжает крутиться в голове».
В мастер-классе приняли участие звукорежиссёры, преподаватели ведущих музыкальных вузов, студенты, многие из которых годами следили за развитием проекта и долго ждали этой возможности. После завершения прослушивания они не спешили расходиться, называя событие историческим.
Мероприятие продемонстрировало, насколько важно сохранять преемственность в музыке, передавать опыт от поколения к поколению и не бояться экспериментировать.
