Русское Музыкальное Издательство (РМИ) выпустило три новых тома Полного академического собрания сочинений Рахманинова

Дата публикации: Июль 2024
Русское Музыкальное Издательство (РМИ) выпустило три новых тома Полного академического собрания сочинений Рахманинова

Это Этюды-картины op. 33 (1-я и 2-я редакции), op. 39; 24 прелюдии и Пьесы op. 3, op. 10, op. 16. Как и предыдущие тома, нынешние являют собой образец высочайшего научного, издательского и полиграфического качества и содержат целый ряд уникальных и сенсационных материалов как для мирового рахманиноведения, так и для исполнительской практики. Финансовую поддержку проекту оказало Министерство цифрового развития и массовых коммуникаций РФ.

Полное академическое собрание сочинений Рахманинова, осуществляемое РМИ, признано мировым музыкальным сообществом как первое и единственное научное издание произведений великого русского композитора. Достаточно сказать, что тома ПАСС уже много лет используются при изучении курса музыкальной текстологии в Кембридже в качестве эталона подготовки музыкальных произведений по источникам к современным научным изданиям. Причём само РМИ не имеет никакого отношения к данному выбору британских коллег.

Выход каждого нового тома ПАСС — событие знаковое для мирового рахманиноведения и мировой исполнительской практики: впервые публикуются вновь расшифрованные первые редакции произведений, являя миру гений Рахманинова-композитора во всей его полноте.

Немало сюрпризов содержится и в новых трех томах. Вот что рассказал Председатель Совета и главный редактор РМИ Дмитрий Дмитриев о томе знаменитых Прелюдий:
«Наиболее значимым представляется атрибуция и определение цикла «24 прелюдии» как особого рода скрытых вариаций на темы Первой прелюдии cis-moll из цикла «Пьесы-фантазии» ор. 3. Подобный скрытый замысел явился своеобразным творческим ответом композитора на упреки в несоответствии художественного уровня его Вариаций ор. 22 вдохновившей их теме Прелюдии c-moll Шопена: Рахманинов сочинил цикл прелюдий-вариаций уже на свою собственную Прелюдию cis-moll. Подробная аргументация данных новаторских научных решений приводится во вступительной статье к тому.

Помимо основного нотного корпуса с установленными текстами «24 прелюдий», в томе также впервые опубликованы первые редакции и варианты отдельных прелюдий — B-dur (ор. 23 № 2), b-moll (ор. 32 № 2), E-dur (ор. 32 № 3), F-dur (ор. 32 № 7), a-moll (ор. 32 № 8), Des-dur (ор. 32 № 13), расшифрованные по автографам композитора, а также первые варианты отдельных фрагментов текста прелюдий, не составляющих самостоятельный вариант или редакцию, но имеющих уникальную художественную ценность для исполнительской практики и дальнейших исследований творческого процесса Рахманинова.

Особо стоит отметить первую публикацию двух редакций Прелюдии e-moll op. 32 № 4, текст которой достаточно драматически перерабатывался композитором, что вызвало к жизни три варианта окончания Прелюдии. В новом издании тексты первой и второй редакций Прелюдии e-moll op. 32 № 4 впервые воспроизводятся в соответствии с первоначальным авторским замыслом».

Подробная информация о проекте — https://rmi.ru/vyshli-jubileynye-toma-rcw/