Новый сольный диск Константина Емельянова – на лейбле Fuga Libera. В программе – первая тетрадь Прелюдий К. Дебюсси, «Мимолетности» С. Прокофьева и Соната С. Барбера. Звукорежиссер – Михал Спасский

Дата публикации: Март 2023
Новый сольный диск Константина Емельянова – на лейбле Fuga Libera. В программе – первая тетрадь Прелюдий К. Дебюсси, «Мимолетности» С. Прокофьева и Соната С. Барбера. Звукорежиссер – Михал Спасский

К. Емельянов: «Альбом из произведений Дебюсси, Прокофьева и Барбера призван показать не только восхитительные усложнения музыкального языка в ХХ веке, но и одновременно – стремление к сохранению идей и достижений предыдущих музыкальных эпох. За Прелюдиями Дебюсси, в которых явлено расширение границ тональности и поиск новых ритмических и сонористических решений, следуют «Мимолетности» Прокофьева – пожалуй, единственное его сочинение, испытавшее явное влияние импрессионизма. Некоторые из «Мимолетностей» могут показаться частью цикла Дебюсси, хотя знаменитая Feroce (№ 14, C-dur) уже поражает наэлектризованными ритмами и острыми диссонансами. В качестве финального сочинения я выбрал Сонату Барбера. Этот уникальный шедевр буквально вырос на почве музыкальных открытий ХХ века, но сохранил при этом барочные и классические структуры».

Соната Барбера в исполнении Константина Емельянова – подлинный исполнительский шедевр. Вот что отмечал обозреватель «PianoФорум» после сольного концерта пианиста в «ГЭС-2» на фестивале «Piaissimo» летом 2022 г. (как и на диске, в программе вечера Сонате предшествовали «Мимолетности»):«Прокофьев был одним из первопроходцев на путях формирования нового музыкального мышления. «Мимолетности» — это уже новый музыкальный язык по сравнению с поздними романтиками. Новое понимание тональности, новое чувство гармонии, догадки о новых экспрессивно-чувственных контактах с миром. Американец Сэмюэл Барбер создает свою знаменитую Сонату в 1949 г., более чем через 30 лет после «Мимолетностей». Он уже мыслит в контексте новооткрытий. Прокофьев – один из тех, кто участвует в формировании его музыкальной ментальности. Прямое влияние заметно в последующем (написанном после Сонаты) Фортепианном концерте. Здесь лишь преемственность самых общих музыкально-грамматических оснований. Этим выдающимся произведением Константин Емельянов завершил свой вечер в зале «ГЭС-2».

Соната Барбера – это монументальный цикл симфонического типа: могучее сонатное развертывание, летучее скерцо, лирико-драматическая медленная часть и финальная фуга – воплощение стального ритма новой эпохи. Подлинная «фортепианная симфония». Сонату Барбера можно отнести к числу самых сложных (в плане виртуозной проблематики) произведений мировой фортепианной литературы. Да и написана она была для Горовица с его феноменальным пианистическим аппаратом. Вот и играют ее немногие, способные преодолеть громаду пианистических проблем, скрытых в ее фактурных потоках. Наверное, главная по трудности проблема связана с сочетанием тематической многоэлементности и захватывающего все ритмического натиска, наполненного, в частности, сигналами от имени всепобеждающей урбанистики. Создать образ непреодолимой ритмической воли и показать все слагаемые этой кипящей ритмической лавы – задача, которую Константин Емельянов решает блистательно. Грандиозная финальная фуга предстает в его звучании как образ несущейся токкаты, фактурные пласты которой попеременно включают интонационные рельефы. По-иному решает он сходную проблему в первой части, где взрывные вспышки ритмического натиска так же многослойны в нарративных сочетаниях тематических элементов. Летучее скерцо – ритмополет, не касаясь земли, а медленную часть он трактует как скорбный монолог, направленный к генеральной кульминации – сверхэкспрессивному lamento. Мне довелось слышать эту сонату и в исполнении Горовица, и воплощенной Ваном Клиберном. Впечатление от этих записей острое, высокое, незабываемое. Но даже на таком фоне исполнительское решение Емельянова создает впечатление индивидуально найденного прочтения. Он не эпигон своих великих предшественников. Он автономен, а в виртуозном плане абсолютен в трактовке этого уникального цикла».

Интервью с Константином Емельяновым
PianoФорум № 4 (40), 2019

Сайт пианиста
www.konstantinemelyanov.com

Ссылка на диск