9 ноября Большой литературно-музыкальный фестиваль «Рихтеровские встречи» завершится мощным аккордом. В двух концертах перед зрителями предстанут три ярких творческих тандема: Алексей Набиулин – Кирилл Родин, Александр Покидченко – Ирина Шишкова, Андрей Коробейников – Алиса Гицба.
Дата публикации: Ноябрь 2023В 16.00 в Библиотеке-читальне им. И.С. Тургенева – приношение Сергею Рахманинову, 150-летие со дня рождения которого стало одной из акцентных тем фестиваля. Прозвучат два шедевра – Первая соната для фортепиано, соч. 28 и Соната для виолончели и фортепиано соль минор, соч. 19. Интересно, что программа эта родилась благодаря фестивалю.
Рассказывает пианист, лауреат XII Международного конкурса им. П.И. Чайковского, доцент Московской консерватории Алексей Набиулин:
«Концерт – воплощение моих давних планов поиграть в дуэте с замечательным виолончелистом Кириллом Родиным. И когда арт-директор фестиваля Михаил Александров предложил мне поиграть камерную музыку, я с радостью согласился. И виолончельную сонату выбрал именно он, буквально приказал: «Возьми и выучи!». Работа оказалась достаточно лёгкой: прекрасная светлая музыка, в которой слышны мотивы многих рахманиновских творений, буквально сподвигла меня на активные занятия…
А вот путь в Первой сонате Рахманинова, которая уже была в репертуаре, оказался долгим, я почтительно держался вдали, приглядывался, примерялся… Это одно из тех художественных произведений, которые для понимания требуют долгой тщательной работы изнутри. Пока ты сам ее не «перекопаешь», не поймешь. Поэтому работа растянулась на годы».
В 19.00 – необычный вечер в Малом зале Московской консерватории. В первом отделении заслуженный артист РФ Александр Покидченко и солистка Мариинского театра Ирина Шишкова (меццо-сопрано) представят литературно-музыкальную композицию, посвященную И.С. Тургеневу. В ней использованы фрагмент из рассказа И.С. Тургенева «Три встречи», а также эпистолярное наследие писателя. Прозвучат романсы Полины Виардо, камерные сочинения русских композиторов на стихи И. Тургенева.
Александр Покидченко – разносторонне одаренный музыкант: пианист и композитор, автор моноспектаклей по творчеству А. Пушкина, К. Бальмонта, Н. Гумилева, Р. Шумана, Г. Форе, С. Франка, приглашенный педагог Молодежной оперной программы Большого театра, художественный руководитель ансамбля «Творческое содружество музыкантов». Каждая его авторская программа – это торжество музыки и поэзии, это композиция, отмеченная безупречным вкусом, профессионализмом и актерским мастерством. «Человек с абсолютным слухом на всё художественное. Восхищаюсь им у рояля, в диалоге, в жизни на этом свете», – сказал об Александре народный артист России Сергей Юрский. Партнером в тургеневской программе выступит замечательная певица, выпускница Санкт-Петербургской консерватории, лауреат множества международных конкурсов Ирина Шишкова. В течение 13 лет она была солисткой Академии молодых оперных певцов Мариинки, а в феврале нынешнего года вошла в основной состав оперной труппы театра.
В программе также примет участие заслуженный артист РФ, виолончелист Кирилл Родин.
Во втором отделении прозвучат девять романсов С. Рахманинова и два романса П. Виардо. Исполнители — заслуженная артистка РФ, народная артистка Республики Абхазия, солистка театра «Геликон-Опера» Алиса Гицба и лауреат международных конкурсов Андрей Коробейников.
В концертном репертуаре певицы – музыка разнообразных художественных стилей: от эпохи барокко до авангарда новейшего времени. Алиса Гицба – изумительная камерная певица, а вокальные миниатюры русских композиторов в ее исполнении – подлинные шедевры. 10 романсов С. Рахманинова вошли в программу компакт-диска, который Алиса Гицба записала в 2014 в Московской консерватории.
А. Гицба: «Любой выход на сцену — это всегда полжизни, потому что хочется предстать в самом лучшем виде, хочется показать всё, на что ты способен. И просто хочется расположить публику к себе, отдать частичку своей души, это потребность. Это происходит всегда, где бы я ни выступала».
А. Коробейников: «В романсах Рахманинова у фортепиано – дирижерская функция. Я считаю, что пианисту, который не переиграл все концерты Рахманинова, за его романсы лучше не браться. Их должен играть не обычный концертмейстер, а концертирующий пианист, который чувствует весь объем фактуры. Это абсолютно дуэтная работа».