17 июня в театральном центре «На Плющихе» прошла третья церемония вручения международной премии «Чистый звук» за лучшие аудиозаписи отечественной академической музыки.

Дата публикации: Июнь 2025
17 июня в театральном центре «На Плющихе» прошла третья церемония вручения международной премии «Чистый звук» за лучшие аудиозаписи отечественной академической музыки.

Проект был основан Российским музыкальным союзом в 2018 году, а первые победители получили свои награды в 2019-м. В этом году премия проводилась при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Цель этой масштабной истории — запечатление и сохранение шедевров отечественной музыки в ее живой исполнительской интерпретации. Проект направлен на развитие отечественной композиторской школы, индустрии звукозаписи и продвижение российской музыкальной культуры на международном уровне.

За несколько лет премия стала центром притяжения для музыкальной общественности, исполнителей, композиторов, звукорежиссеров, любителей академической музыки со всей России. В этом году на участие в ней было подано рекордное количество заявок: более 200 записей из 26 регионов страны. Члены жюри выбрали 24 лучших релиза в 8 номинациях, определив лауреатов первой, второй и третьей степени.

Среди восьми номинаций «Чистого звука» непосредственное отношение к миру фортепиано имели три: «Камерная инструментальная сольная музыка», «Камерная инструментальная ансамблевая музыка» и «Реставрация архивных аудиозаписей»

Лучшим в инструментальной сольной номинации был признан второй том Полного собрания фортепианных произведений Алексея Станчинского в исполнении петербургской пианистки Ольги Соловьевой (лейбл Grand Piano, продюсер Игорь Прохоров, звукорежиссер Илья Донцов). В программу вошли все произведения композитора, написанные с 1910 года до его смерти в 1914-м, а также несколько ранних пьес, ноты которых были обнаружены в архивах.

Победитель в номинации «Камерная инструментальная ансамблевая музыка» — «Брамс-трио» с пятым диском «Долгожданные премьеры» из авторского проекта «История русского фортепианного трио». Это серия из 15 компакт-дисков, ставшая первой антологией русского фортепианного трио, в которую вошли как признанные шедевры, так и произведения, мало известные широкой публике. Их отбирала основатель ансамбля, пианистка Наталия Рубинштейн вместе со скрипачом Николаем Саченко и виолончелистом Кириллом Родиным. «Альбом “Долгожданные премьеры” стал особенным в своей серии. Он включает в себя три сочинения, которые были написаны более ста лет назад, трех авторов, чьи жизни и слава были сметены русской революцией, чьи имена исчезли из истории музыки. Таких сочинений десятки в истории русской музыки, особенно камерной музыки — известной падчерицы исполнительского искусства. Благодаря этой премии у фортепианных трио Владимира Дика, Константина Штернберга и Сергея Юферова увеличивается шанс быть услышанными, — рассказала Наталия Рубинштейн. — И конечно, все, что делает звукорежиссер Московской государственной консерватории Михаил Спасский, работавший над записью, — это действительно совершенное запечатление музыки. Мы счастливы, что сотрудничаем с таким мастером.

В номинации «Реставрация архивных аудиозаписей» вторую и третью премии получили работы Центра звукозаписи и звукорежиссуры Московской консерватории (руководитель Татьяна Задорожная): это диски «Мария Юдина играет русскую музыку ХХ века» и «Фейнберг играет Фейнберга» (продюсер Евгений Платонов).