Президент Ассоциации фортепианных мастеров России Владимир Частных: «Наша профессия долгое время не имела официального источника образования»
Осенью 2010 года Ассоциация фортепианных мастеров России отметит свое 20-летие. Как будет отмечаться этот весьма солидный для профессионального сообщества юбилей?
Мы планируем целую серию мероприятий: это и семинар для мастеров, и заседание «Europiano» в Санкт-Петербурге, но самое главное — впервые в России состоится экзамен на получение сертификата «Europiano». Это новшество, которое возникло в связи с объединением Европы. Дело в том, что раньше, например, в Германии фортепианный мастер мог устроиться на работу, только предъявив диплом единственной в этой стране школы — Людвигсбургской школы фортепианных мастеров. Теперь ситуация изменилась, и учреждения не могут требовать от потенциального кандидата именно этот диплом: Европа единая, и на работу в Германию приезжают и португальцы, и французы, и норвежцы… И чтобы унифицировать представления о необходимом уровне мастерства «Europiano» предложило ввести единый документ для всей Европы. Экзамены на этот сертификат уже прошли в Чехии, Испании, Португалии, Италии.
Как проходит этот экзамен, кто «судьи», кто может претендовать на получение сертификата?
Сдавать экзамен может любой желающий, возраст не имеет значения, предпочтение отдается членам национальных Ассоциаций. По сложившейся практике эта «процедура» занимает два дня, включающие в себя письменные и практические задания. Для этого «Europiano» разработало специальные тесты и изготовило действующие модели пианино и роялей (всего — 12), которые возит на каждый экзамен.
Оценивает мастеров международная комиссия из трех человек, в которую входят представители «Europiano» и той страны, где проходит экзамен. Причем председатель — «местный». В комиссию, как правило, входит Гюнтер Шайбле — председатель комиссии «Europiano», известный немецкий фортепианный мастер и педагог. Он, кстати, предложил очень полезную вещь: в течение двух дней он может провести экспресс-курс с мастерами — интенсивную подготовку к экзамену.
Мне кажется, что подобный экзамен — хороший способ для мастера «мобилизоваться», подготовиться, прочитать определенную литературу. И привести хаотично полученные знания в систему.
Сертификат «Europiano» — это, конечно, определенная гарантия профессиональной состоятельности того или иного мастера. Но даже в конце 2010 года обладателей этого сертификата в России будет не больше 12. А что же делать руководителю музыкальной организации, если к нему пришел человек устраиваться на вакантную должность настройщика? Какие документы запрашивать?
Хорошую практику теперь используют в ЦМШ при Московской консерватории: мастера, зарекомендовавшие себя в этом учебном заведении, экзаменуют потенциального коллегу.
Но конечно, глобальная проблема России именно в том, что профессия фортепианного мастера не имела официального источника образования. У людей просто не было возможности получить и подтвердить квалификацию, да еще так, чтобы документ о квалификации был авторитетен. Собственно, над этим АФМ и работает 20 лет.
Почему все едут в школу «Квинта 2»?
А что это за школа?
Когда-то в Подмосковье существовал НИИ фортепианостроения, который работал в области улучшения качества выпускаемых музыкальных инструментов в России. В постсоветское время один из сотрудников этого НИИ Валерий Григорьевич Порвенков создал частную школу по обучению профессии настройщика. У него есть своя программа и методика. По окончании обучения выпускник получает диплом. Но я повторяю, это школа частная.
Поэтому открытие в Москве при непосредственном участии Ассоциации фортепианных мастеров России отделения по подготовке и повышению квалификации настройщиков при Строительном колледже № 12 является событием историческим, так как профессия «настройщик пианино и роялей» приобрела свою легитимность в «образе» сертификата государственного образца.
То есть теперь есть школа общероссийского масштаба. Ведь раньше фортепианные мастера готовились на музыкальных фабриках или в крупных ремонтных мастерских. Исчезли фабрики и мастерские — исчезла практика подготовки специалистов в области фортепианостроения и сервисного обслуживания инструментов.
Пока не все так просто. Конечно, первый шаг сделан. Но для того, чтобы была создана полноценная школа, необходим сильный педагогический состав. Я знаю, что на новом отделении в Строительном колледже № 12 очень серьезно работает мастер Владимир Семехин, пытается заложить методический и педагогический базис школы. Пришел преподавать замечательный мастер из РАМ им. Гнесиных, член Президиума АФМ Николай Головкин. Сложность, как всегда, в финансировании. Отделение хозрасчетное, коммерческое. Стоимость обучения около 10.000 рублей в месяц. И если москвич еще может себе это позволить, то ребятам с периферии трудней. Надо ведь жить в Москве, питаться… Сейчас очень важно, чтобы государство создало этой школе режим максимального благоприятствования. Например, хотелось бы, чтобы региональные департаменты культуры предусмотрели бюджетные средства на повышение квалификации именно для мастеров по обслуживанию музыкальных инструментов — с тем, чтобы руководители музыкальных учреждений могли отправить на учебу представителя такой нужной для них профессии. Целевое направление денежных средств существенно увеличило бы и число студентов нашей школы. А значит, появились бы средства на приглашение иностранных педагогов, на издание специальной литературы, на оборудование.
Может быть, надо вести «разъяснительную» работу с руководителями музыкальных организаций? Ведь во многом от их отношения к профессии фортепианного мастера зависит и состояние инструментов, и финансовое положение самого мастера.
Знаете, меня всегда поражало: купив концертный рояль за 100 тысяч евро, руководитель допускает к нему человека, который просто не может его обслужить…
Я знаю множество примеров, когда директор того или иного учреждения заинтересован в настройщике. Тогда он устанавливает ему достойный оклад, и мастер большую часть времени отдает именно этому учреждению. Но бывает и по-другому.
Ассоциация оказывает консультативную помощь музыкальным организациям. Например, можете Вы рекомендовать того или иного мастера для работы?
Мы относимся к этому очень осторожно. Конечно, тех, кто работает в Москве, мы знаем лучше. Но если мне звонят из другого города и спрашивают, брать или не брать кого-то на работу… Я могу лишь подтвердить, что данный мастер — член АФМ, что он посещал наши семинары. Но мы не знаем, каково качество его работы.
То есть членство в АФМ не является гарантией «качества»?
По Уставу членом АФМ может стать любой мастер, имеющий пятилетний стаж работы и представляющий две рекомендации от членов АФМ. Но мы же не знаем, как он работал эти 5 лет! Когда-то, в первые годы существования Ассоциации мы думали, что создадим узкий круг специалистов высокого класса. Но желание мастеров самого разного уровня присоединиться к АФМ привело к тому, что мы очень быстро стали «расширяться». С точки зрения создания профессионального сообщества это хорошо. Ведь на наши семинары приезжают мастера с разным «багажом». И получают колоссальный позитивный заряд от общения с коллегами, ведь это — тоже школа.
В чем Вы видите основную задачу Ассоциации?
Прежде всего, это повышение профессионального уровня наших мастеров на основе европейского опыта. Тогда наше сообщество можно будет действительно называть профессиональным и одновременно — позволит планомерно работать над повышением статуса и престижа этой профессии в обществе.
Справка:
Ассоциация фортепианных мастеров была создана в августе 1990. Объединяет мастеров России и стран СНГ.
С 1995 — член «EUROPIANO» (Союза европейских ассоциаций фортепианных мастеров).
Основные направления деятельности АФМ связаны с образовательными программами, которые реализуются в технических семинарах, переводах специальной литературы и издании книг по профессиональной тематике. Переведено 80 статей из журнала «ЕВРОПИАНО», издано 5 книг (в том числе, справочники «Атлас номеров фортепиано» и «Номенклатура фортепиано»).
За два десятилетия существования АФМ провела 35 семинаров с участием специалистов крупнейших европейских и японских фортепианных фабрик. Большинство из них зафиксированы в видеоформате.
Более 30 членов АФМ прошли стажировки на фортепианных фабриках Германии и Чехии.
Благодаря многолетним усилиям АФМ Министерство труда и социального обеспечения РФ в декабре 2003 приняло постановление о включении профессии настройщика пианино и роялей в перечень особо важных и ответственных работ, при выполнении которых устанавливается месячная тарифная ставка, исходя из 11 и 12 разрядов ЕТС.
Благодаря инициативе АФМ Департамент образования г. Москвы в 2006 разрешил открыть отделение по подготовке и повышению квалификации настройщиков пианино и роялей при Строительном колледже № 12. Это первое и единственное учебное заведение в России, которое выдает сертифицированный диплом по специальности «настройщик пианино и роялей».
125009 Москва, ул. Б. Никитская, 14/2.
Тел.: (495) 692 03 39
afm35@mail.ru