Десант из Австрии

Дата публикации: Февраль 2017

Очередной технический семинар Ассоциации фортепианных мастеров России был посвящён марке «Brodmann».

Интересна судьба этой фирмы. Она была основана в 1796 году в Вене, но после кончины её основателя была выкуплена сотрудником фирмы Игнацем Бёзендорфером, давшим компании своё имя. В начале 2000-х годов, после того, как владельцами знаменитого «Boesendorfer» стали японцы, несколько сотрудников решили «отпочковаться», организовать собственное производство и вернуть фирме её изначальное историческое название. Об истории марки «Brodmann» и особенностях организации производства слушателям семинара рассказал генеральный директор фирмы Бернд Грун.

На семинаре были представлены два рояля модели AS-188 и пианино 121 см. Все инструменты произвели на участников семинара самое благоприятное впечатление красотой звука, своеобразием тембра, динамическим диапазоном, чуткостью и отзывчивостью механики.

Основным ведущим занятия мастером был Геральд Штремницер. Именно в его служебные обязанности входят окончательная настройка, регулировка и интонировка роялей «Brodmann» перед продажей и после их установки у владельца. Его коллега Колин Тэйлор, технический директор фирмы, занятый вопросами конструирования инструментов и акустических систем, их дизайна и контроля производства, в разговор вступал заметно реже, главным образом, отвечая на вопросы по используемым на фирме материалам, комплектующим и технологиям.

В целом, создалось впечатление, что задачей гостей из Австрии было заявить о своём существовании и продемонстрировать качество своей продукции в рамках нового для них российского рынка. Что же касается передачи своего опыта собравшимся на семинар фортепианным мастерам (а ведь именно ради этого представители России, Украины, Казахстана приехали в Москву), то показалось, что об этом специалисты «Brodmann» не успели серьёзно подумать.

Заявленная тема «Работа с „сырым“ пианино», то есть с инструментом, только что выпущенным с фабрики, могла бы стать очень интересной и информативной. Можно было показать немало операций и приёмов по доведению «до ума» привезённого на семинар пианино: это и черновая настройка с подъёмом строя «в камертон», и настройка начисто, и операции по регулировке механики и педальных механизмов, и интонировка с учётом пожеланий владельца, и многие мелочи по ходу знакомства с инструментом. К сожалению, реально всё свелось к двукратной настройке, причём черновая настройка ничем технологически не отличалась от окончательной, а до механики и интонировки дело так и не дошло. Поэтому к концу первого рабочего дня «семинаристы» заскучали.

Более информативным был второй день семинара. Мастер работал с роялем (похоже, более «родным» и привычным для него инструментом) и показал многие настроечные и регулировочные операции. В завершение дня участникам семинара удалось посмотреть приёмы интонировки рояля и послушать их результат. И действительно, рояль звучал прекрасно, из желающих поиграть на нем выстроилась очередь.

Третий день был посвящён теме «Настройка двух роялей в унисон» — актуальной для мастеров, работающих в концертных и учебных заведениях, и впервые возникшей в плане наших семинаров. К сожалению, мастер ограничился лишь рекомендацией настроить первым инструмент с более высоким строем, а потом подстраивать к нему другой, изначально настроенный более низко. В качестве наилучшей технологии сведения двух инструментов в унисон он предложил посадить ассистента за первый инструмент и настраивать второй по звукам первого. При отсутствии помощника и возможности поставить рояли рядом было рекомендовано как можно более тщательно настроить оба инструмента по одному и тому же камертону.

Оставшееся время до заявленного в программе концерта (заменённого презентацией акустических колонок) г-н Штремницер посвятил продолжению работы с механикой и интонировке того же рояля, с которым работал накануне. Собственно, семинар на этом и закончился. Далее — торжественное вручение сертификатов слушателям и фуршет. Но несмотря на весёлое завершение, некоторое чувство разочарования осталось. Может быть, при подготовке следующих семинаров следует заранее знакомить педагогов с пожеланиями к содержанию, со среднестатистическим уровнем профессиональной подготовки слушателей? Хотя бы для того, чтобы избежать потерь драгоценного времени на изложение некоторых азбучных истин.

Отдельной «главой» семинара стал день, посвящённый фирме «Jahn» — производителю всего спектра материалов и инструментов для фортепианного мастера.
В целом же хочется поблагодарить организаторов, поскольку радость от встречи с коллегами и друзьями, возможность обменяться опытом в кулуарах семинара с лихвой компенсируют весь упомянутый негатив. Думаю, что с подобным настроением уезжало и большинство коллег, собравшихся на этот семинар.