II Московский фестиваль фортепианной музыки имени Эмиля Гилельса

Дата публикации: Сентябрь 2022
II Московский фестиваль фортепианной музыки имени Эмиля Гилельса

Библиотека-читальня имени И.С. Тургенева, Центр Стратегических Разработок «Институт Социальных Теорий, Экологии и Искусства»» и Фонд содействия сохранению творческого наследия Эмиля Гилельса при поддержке Президентского фонда культурных инициатив представляют II Московский фестиваль фортепианной музыки имени Эмиля Гилельса «Неповторимый Эмиль Гилельс — великий пианист и посол российской культуры». Фестиваль пройдет с 14 по 19 октября 2022 года в онлайн и офлайн формате. Он откроется в День памяти великого артиста, а завершится в День его рождения.

Название фестиваля далеко не случайно. Эмиль Григорьевич Гилельс (1916—1985) — один из величайших артистов XX века, один из первых советских музыкантов, чье творчество нашло широкое признание миллионов в Европе, в затем и во всем мире. Прошедшие с момента кончины Э.Г. Гилельса десятилетия прояснили подлинный масштаб этой фигуры, выходящий за пределы фортепианного и, шире, — музыкального искусства. Гилельс был настоящим послом своей страны, важнейшим фактором культурной дипломатии. Человек редкого благородства и достоинства, он общался и с так называемыми «простыми слушателями» (многие из них полюбили классическую музыку именно на его концертах), и с монархами, президентами, великими общественными деятелями. Среди собеседников Гилельса были Папа Римский Павел VI, Королева Бельгии Елизавета Баварская и Король Норвегии Улаф V, генеральные секретари Организации Объединенных Наций Даг Хаммершёльд и У Тан и многие другие. Следы этого общения сохранило эпистолярное наследие артиста.

Архивные документы и материалы, предоставленные семьей Э.Г. Гилельса, станут основой уникальной выставки, которая откроется 14 октября в залах отдела нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки (Дом Пашкова). Куратор выставки — президент Фонда содействия сохранению творческого наследия Эмиля Гилельса Кирилл Гилельс. Все экспонаты будут представлены публике впервые. Контрапунктом к открытию выставки станет небольшой концерт и демонстрация документального фильма о музыканте «Мелодия длиною в жизнь…».

Структура фестиваля — впечатляющая пирамида событий. Ее вершиной станут концерты в залах Московской консерватории. Это концерт-открытие 14 октября с участием победителей прошедшего в июне 2022 г. Первого Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С.В. Рахманинова и концерт молодых исполнителей 15 октября в Рахманиновском зале; программа в Большом зале «Любимые фортепианные концерты Эмиля Гилельса», в том числе Двойной концерт Моцарта в исполнении Александра Гиндина и Екатерины Мечетиной — 16 октября; два концерта в Малом зале: произведения Ф. Шопена (17 октября) и вечер русских фортепианных сонат в исполнении Владимира Овчинникова (18 октября).

Программа фестиваля включает в себя более 70 событий, которые пройдут на 43 площадках: это концерты фортепианной музыки (соло, дуэты, камерные ансамбли), кинопоказы с комментариями, литературно-музыкальные композиции, смотры юных исполнителей, интерактивные концерты-беседы, онлайн-трансляции. Весьма разнообразны и локации: академические концертные залы, музеи, крупнейшие культурные центры, федеральные и городские библиотеки, детские музыкальные школы Москвы.

Вполне естественно, что центральными фигурами фестиваля станут именно пианисты; они представляют несколько поколений отечественной фортепианной школы — от мэтров до звезд XXI века. Помимо названных артистов, список пианистов включает такие имена, как Андрей Диев, Вадим Руденко, Алексей Набиулин, Яков Кацнельсон, Федор Амиров, Сергей Арцибашев, Михаил Турпанов, Сергей Кузнецов, Сергей Соболев, Филипп Копачевский, Дмитрий Шишкин, Евгений Евграфов, Александр Ключко, Иван Бессонов, Ева Геворгян. В камерных программах участвуют такие выдающиеся артисты, как виолончелист Борис Андрианов, скрипач Павел Милюков.

Свойственная Э.Г. Гилельсу широта репертуарных интересов стала импульсом к формированию предельно разнообразной репертуарной палитры нынешнего фестиваля — от барокко до наших дней. У музыкальных гурманов есть весьма заманчивая возможность сравнить интерпретации (Соната си минор Ф. Листа в трактовках Якова Кацнельсона и Сергея Арцибашева; Третья соната Ф. Шопена — в интерпретациях Сергея Кузнецова и Ивана Бессонова), насладиться эксклюзивной программой «Музыкальные редкости, или Одной левой» (Андрей Стукалов) или, например, встретиться онлайн с аудиоколлекционером, собирателем звуко- и видеозаписей с Э.Г. Гилельсом Андреем Мирошниковым.

Журнал «PianoФорум» — информационный партнер фестиваля.
Контакты: +7 495 625 4889, +7 925 5079281
gilelsfest@mail.ru