Фортепианный катамаран
Это действительно непотопляемое плавсредство в музыкальном океане. Фортепианный дуэт наконец утвердил себя в значении полноправного представителя фортепианной идеи на концертных эстрадах мира. История жанра обреталась где-то «в тени», и только сейчас ценители искусства с изумлением узнают о пропущенных ценностях и с жадностью внемлют каждой «дуэтной экспозиции», открывая для себя неизведанные прелести. Дополнительная прелесть для публики еще и в том, что на сцене может оказаться не одна знаменитость, а целых две, и тогда уже неважно, что они будут играть — Баха, Брамса или Кейджа. А выбрать действительно есть из чего. Тысячи сочинений (в том числе, сотни — с оркестром) предлагаются для селекции. И работа по освоению этого богатства только началась. Современная судьба жанра фортепианного ансамбля — наша новая рубрика, которую будет вести пианист, руководитель Санкт-Петербургского Объединения фортепианных дуэтов Игорь Маркович Тайманов — сын знаменитого гроссмейстера и блистательного участника дуэта Брук–Тайманов.
Искусство фортепианного дуэта переживает в начале ХХI века подлинный бум. Всемирно известные пианисты (М. Аргерих, Е. Кисин, М. Плетнев и многие другие) периодически образуют «звездные» ансамбли в самых разнообразных сочетаниях. Постоянные дуэтные составы гастролируют в престижных залах на всех континентах. Интернет переполнен сайтами уже апробированных и ещё подающих надежды фортепианных пар. Наконец, множатся фестивали и конкурсы, частично или полностью посвящённые этому жанру.
Я написал «бум», потому что еще в 70‑е — 80‑е годы XX века ничего подобного не было. Фортепианный дуэт (в дальнейшем для краткости ФД или ФА — фортепианный ансамбль) стойко находился на периферии музыкальной жизни, в целом, и нашей страны — в частности. Дуэтные вечера были редкостью в концертных залах; конкурсов или фестивалей, специально посвященных ФД, не было и в помине; произведения, создававшиеся для такого состава, в статьях о композиторах, как правило, скрывались под скромной рубрикой «и др.».
Перелом произошел в конце 1980‑х — начале 1990‑х годов и был связан с деятельностью рождавшихся в то время «цеховых» объединений, которые создавались, естественно, силами самих «дуэлянтов», как часто зовут музыкантов, посвятивших себя этой исполнительской специализации. В мировом масштабе таковым стало появление в 1989 году в Токио Международной Ассоциации фортепианных дуэтов (International Piano Duo Association), а для отечественной дуэтной жизни — создание в том же году Всесоюзной Ассоциации фортепианных дуэтов (с 1991 года — Общенациональная). Взяв организационные бразды правления в свои руки, музыканты осуществили решительный поворот в публичной деятельности ФД, конечно, при помощи спонсоров, благотворительных фондов и т. д.
Широкое распространение, казалось, уже забытого жанра отразилось и на объеме посвященной ему музыкально-критической продукции. Тут и обнаружилось, что для большинства слушателей, причем, не только любителей музыки, но и даже для многих профессионалов, жанр ФА оказался неким диковинным плодом, которые они пробовали фактически впервые. Едва ли не главной интонацией таких материалов является… изумление услышанным.
«Это один пианист с двадцатью пальцами», «Четыре руки — два сердца — одно дыхание» — подобные определения можно прочесть едва ли ни в каждой рецензии на ФД, независимо от уровня дуэта. Что за сердца, что за пальцы — все это в материалах о ФД обычно отходит на задний план. Такое простодушное восхищение необходимыми профессиональными навыками не распространяется, однако, на другие виды ансамблевого музицирования: прочие составы инструментальных дуэтов, трио и т. д. Почему? Причины, полагаю, в следующем.
ФА — уникальный вид классического, или «константного» ансамбля, который не основан на тембровой дифференциации. В наиболее чистом виде эта тенденция воплощается в четырехручном дуэте — единственном музыкальном ансамбле, в котором несколько исполнителей играют на одном и том же инструменте. Эта ансамблевая уникальность ФД придает ему некую загадочную ауру. Если прибавить к этому театральные особенности жанра, связанные с присутствием на сцене исполнителей одинаковой специализации, и выразительность визуального образа ФА, то становятся понятными некоторые из причин, способствовавших уже упомянутому «буму».
В предлагаемых заметках я попробую в общих чертах представить картину сегодняшнего дуэтного мира и его главных героев.
Типы современных фортепианных дуэтов. Репертуар
Начиная примерно с 30‑х годов ХХ века, существуют две группы ФД: постоянные или «стабильные» дуэты и объединения «звездных» пианистов‑солистов (современные примеры из мировой практики: В. Ашкенази — А. Превен, Э. Окс — Е. Бронфман). Два названных типа ФД отличаются друг от друга не только степенью сольной популярности участников ансамбля, но и другими особенностями, в частности, концертным репертуаром.
Как правило, дуэты солистов исполняют достаточно традиционный для ФД репертуар из так называемого золотого фонда дуэтной литературы, состоящего приблизительно из 40–50 названий мировой классики XVIII–XX веков. Этот «джентльменский набор» сочинений для фортепиано в 4 руки и двух фортепиано, в целом, хорошо известен всем образованным пианистам и вряд ли нуждается в расшифровке на страницах данного журнала.
Что касается постоянных дуэтов, то, во‑первых, в их репертуаре «золотой фонд» представлен не выборочно, а практически целиком. Во‑вторых, они должны постоянно пополнять свой репертуарный список малоизвестными произведениями. Остановлюсь на этой мысли чуть подробнее.
Жалобы на ограниченность репертуара — один из постоянных мотивов, звучащих в разговоре о ФД. Причем, это мнение можно услышать не только «снаружи» — от дилетантов, но и «изнутри» — от профессионалов. Вот, что говорит, например, в своем газетном интервью украинская пианистка, играющая со своим мужем в дуэте (этот дуэт, между прочим, завоевал главную премию на одном из престижнейших конкурсов ФД): «У фортепианных дуэтов очень маленький репертуар: наверное, больше концертов написано для гармошки с оркестром, чем для двух роялей с оркестром (смеется)». Очевидно, это шутка. Но далее пианистка рассказывает, что именно эта причина заставила их отказаться от дуэтной карьеры.
Заглянем в современный каталог произведений для ФА сестер Лафитт из Франции, частично выложенный в Интернете: http://www.duolafitt.com/catalogue.html. Он насчитывает около 7000 (!) произведений, в которых участвуют два или более пианиста. В разделе «два фортепиано с оркестром» — 408 наименований. Да, не все они принадлежат известным авторам, имена которых являются гарантией качества. Да, многие издания являются раритетами, а некоторые и вовсе сохранились лишь в рукописях, и для того, чтобы разыскать ноты, приходится прилагать много усилий.
Но такая «розыскная» работа является составной частью деятельности в этом жанре. Для концертирующих ФД такая работа интересна и доставляет им удовольствие. Действительно, для ФД не написано 32 сонат Бетховена или 48 прелюдий и фуг «ХТК» Баха. И для расширения репертуара постоянные дуэты:
а) достают старое — роются в библиотечных каталогах, нотных архивах (что сегодня при помощи Интернета иногда делают, не выходя из дома);
б) создают новое — обращаются с заказами к композиторам или сами делают переложения известной музыки.
Среди «дуэтов‑звезд» встречаются и скоротечные, «разовые» объединения на несколько концертов, и более длительные союзы, вызванные, как правило, духовными связями. Последние могут совместно концертировать на протяжении ряда лет и формируются из исполнителей, принадлежащих к единой исполнительской школе, а нередко и просто являющихся учителем и учеником. Но, несмотря на сравнительно устойчивый характер подобных дуэтов, имена их участников всегда будут ассоциироваться, в первую очередь, с их сольными карьерами.
Особняком стоит здесь Марта Аргерих. Эта выдающаяся аргентинская пианистка еще в конце 1970‑х, во времена расцвета своей сольной карьеры, начала концертировать в дуэте с другим видным южноамериканским музыкантом — бразильцем Нельсоном Фрейре. Их дуэт с громадным успехом выступает на лучших сценах мира вот уже более тридцати лет. Но это — лишь часть дуэтной биографии Аргерих. Ее вторым постоянным партнером становится русско-швейцарский пианист и композитор Александр Рабинович. Наконец, едва ли не ежегодно ее новыми партнерами становятся талантливые молодые пианисты со всего мира. Среди них был и Евгений Кисин, и Мюнг Ван Чунг, и многие другие, не столь известные в музыкальном мире — всего около тридцати пианистов. Не раз проходили концерты, где партнерами Аргерих становились 4–5 молодых музыкантов, которых таким образом она представляла международному музыкальному сообществу. Магическая личность великой пианистки во многом способствовала популяризации дуэтной музыки не только среди широкого круга меломанов, но также и среди элиты музыкального менеджмента. Этот «феномен Аргерих» — одно из важнейших явлений в ФА наших дней.
Лагерь «дуэлянтов», в свою очередь, можно разделить на группы, исходя из тех или иных критериев. Ансамблевая специализация дуэтов по принципу duet или duo (если воспользоваться принятой сейчас международной терминологией) постепенно уходит в прошлое: если в XX веке еще были ФД, выступавшие исключительно на двух роялях (ленинградцы Л. Брук — М. Тайманов, эстонцы Б. Лукк — А. Клас) или преимущественно в четырехручном составе (назову в первую очередь москвичей Е. Сорокину — А Бахчиева, которые вывели такой ансамбль на концертную эстраду), то сейчас практически все дуэты формируют свой репертуар из обоих источников.
Наиболее содержательной представляется классификация ФД по «исполнительскому амплуа». 10 лет назад мне уже довелось затрагивать эту тему. Тогда я предлагал выделить два исполнительских амплуа среди ФД: «просветительское» и «театрализованное», или «эксцентрическое», а в качестве представителей данных амплуа — два ведущих отечественных дуэта конца XX века: Е. Сорокину — А. Бахчиева и новосибирцев Г. Пыстина — И. Цыганкова соответственно. С тех пор многое изменилось. Упомянутых дуэтов, так же, как и третьего ведущего ФД на постсоветском пространстве — Riga Piano Duo Н. Новик — Р. Хараджанян, уже не существует по разным причинам. Ушли из жизни выдающиеся мастера жанра последних десятилетий XX — начала XXI веков Александр Бахчиев и Нора Новик. Отошел от активной концертной жизни Игорь Цыганков, и Геннадий Пыстин образовал дуэт с молодым сибиряком А. Карповым. А два направления среди ФА сохранились и получили свое развитие.
«Просветители» и «эксцентрики»
Если говорить о «просветительском» направлении, то эту миссию в мировом масштабе и на крупнейших концертных площадках мира несет один из лучших современных дуэтов (а с моей точки зрения, и самый лучший) Яара Таль — Андреас Гротхайзен. Эта интернациональная (она — уроженка Израиля, он — немец) семейная пара вот уже свыше 25 лет не только ведет интенсивную концертную деятельность, но и практически ежегодно знакомит любителей музыки с неизвестными шедеврами дуэтной литературы, большей частью, второй половины XIX века. Давно забытые авторские обработки, дуэтные транскрипции, сделанные известными композиторами, редко исполняемые сочинения авторов XX века — весь этот репертуар не только обогащает программы дуэта, но и становится важной частью мировой дуэтной сокровищницы.
Другой разновидностью «просветительских» дуэтов являются ФА, специализирующиеся на исполнении новой авангардной музыки. Наиболее значительными представителями этого амплуа до последнего времени были братья Алоиз и Альфонс Контарские из Германии — первые исполнители «Структур» П. Булеза, сочинений М. Кагеля, К.-Х. Штокхаузена, Л. Берио. В мае 2010 года умер Альфонс, и трон бессменных лидеров фортепиано-дуэтного авангарда опустел. Из отечественных «дуэлянтов» — адептов современной музыки необходимо назвать О. Малова, переигравшего почти за 40 лет преподавания в Петербургской консерватории в концертных ансамблях со своими студентами едва ли не всю отечественную и зарубежную авангардную музыку для ФА.
Если амплуа «просветителей» — пропагандистов как «старой», так и «новой» музыки — можно отнести сегодня к небольшому числу ФД, то амплуа «эксцентрика» в дуэтном мире за последние годы становится все более распространенным. Впрочем, явление это далеко не новое
Напомню, что с появлением в XIX веке первых публичных концертов одним из самых «кассовых» номеров сразу же стал ансамбль нескольких пианистов, в котором объединялись знаменитые исполнители того времени. Не забыт эффект ансамбля нескольких фортепианных корифеев и в XXI веке: вспомним, например, легендарный концерт звезд (М. Аргерих, М. Плетнев, Д. Ливайн, Е. Кисин, Ланг-Ланг, Э. Акс, Н. Фрейре и другие) на фестивале в Вербье 2003 года.
Сегодня «рыночный» успех ФА распространяется не только на «звездные» ансамбли, но и на весь жанр в целом, во многом, благодаря его особой телегеничности. Если в прошлом веке ФД был одним из самых нелюбимых жанров для ТВ (при одной статичной камере невозможно было удовлетворительно показать даже обоих исполнителей в кадре, не говоря уже о передаче внутренней динамики ансамблевого взаимодействия), то нынешние технические средства позволяют создавать из выступления ФД настоящий музыкальный спектакль. Постепенно стала развиваться эстетика видеопоказа ФА, основанная на жанровых особенностях клипа с мгновенной сменой планов, ракурсов и т. д. Особенно популярны здесь монтажные манипуляции с несколькими клавиатурами.
Стали появляться дуэты, фактически рожденные эстетикой клипа. Идеальной моделью такого «клипового дуэта» является американская пара «The Anderson & Roe Piano Duo». Эти молодые, способные и симпатичные пианисты — кумиры современных фанов You Tube. Они строят свои программы из собственных транскрипций популярной классики и киномузыки, а также традиционного репертуара ФА. Но этот традиционный репертуар они преподносят в той же самой эстетике клипа. Показательным для всего этого направления можно считать их видеоролик с исполнением Сонаты Моцарта для двух фортепиано D‑dur, KV 448.
Тенденция к более или менее явному превращению жанра в шоу у некоторых современных ФА проявляется не только в особенностях видеопоказа, но и в других атрибутах: непривычных интерьерах места исполнения (Вальс Штрауса на палубе океанского лайнера), объединении с джазовыми или фолк-музыкантами (Тройной концерт Баха BWV 1063 в ансамбле с джазовым трио), броском сценическом поведении (экзальтированная мимика и раскованно-небрежная пластика). И здесь тон задает флагман современных ФА: знаменитые француженки Мариэль и Катя Лебек — вот уже около 20 лет признанные фавориты в мировом дуэтном исполнительстве. Их многогранная и поистине ошеломляющая концертная деятельность, бешеная творческая активность (каждый сезон — новый суперпроект с масштабной премьерой в новой стране и новыми партнерами), сотрудничество с такими великими музыкантами, как Барбара Хендрикс и Зубин Мета, фантастическая исполнительская энергия — все это не может не вызывать восхищения. Из всех современных ФА они, бесспорно, единственные «суперзвезды» на элитном музыкальном небосклоне. О степени их популярности говорит хотя бы тот факт, что в документальном фильме об американском турне сестер их представляет Мадонна. Но этот же факт — и косвенное свидетельство принадлежности дуэта сестер Лебек к миру современной массовой культуры.
У лидеров этого направления уже появляются последователи: например, сестры-близнецы Зюхер и Гюхер Пекинель из Турции, чей артистический облик, безусловно, сформировался под влиянием сестер Лебек (вышеприведенные примеры взяты с веб-сайтов обеих пар).
***
Я попытался обозначить наиболее важные, на мой взгляд, тенденции, характеризующие современное состояние ФА, назвать тех, кто определяет сегодня лицо жанра, тех, благодаря кому фортепианный дуэт стал сейчас не только существенной частью музыкального искусства, но и примечательным явлением современной культуры. Многое осталось за рамками этих заметок: специфика дуэтных фестивалей и конкурсов, проблемы профессионального дуэтного образования, в том числе, и детской педагогики, характеристика новинок дуэтной литературы («новых» и «старых»). Эти неназванные или лишь упомянутые темы, так же, как и множество других аспектов ФА, составят содержание новой рубрики.