Фортепианный дуэт: современная жизнь жанра
По внешним параметрам творческой деятельности современные фортепианные дуэты ничем не выделяются среди других музыкально-исполнительских специальностей: те же полнометражные сольные концерты (только здесь точнее говорить о «сольном дуэтном концерте»), фестивали, записи аудио- и видеодисков, а для молодых пианистов еще и конкурсы.
Но все эти виды исполнительской деятельности в жанре ФА имеют свою специфику, о которой и пойдет речь в этой статье.
В начале скажем несколько слов о специфических особенностях записей на аудио- и видеоносители. Во вступительном материале этой рубрики уже говорилось о главной особенности: современные электронные средства позволяют раскрыть зрелищную природу дуэтного жанра путем создания видеоизображения в так называемой «эстетике клипа» с типичной для нее эксцентрикой. Эти возможности с удовольствием эксплуатируют ансамбли, тяготеющие к «театральному» амплуа: «The Anderson & Roe Piano Duo» отмечался как наиболее яркий образец названного направления.
С другой стороны, дуэты-«просветители» используют такие атрибуты CD и DVD-продукции, как ее «альбомность». В дуэтном жанре чаще, чем в сольном, практикуется выпуск альбомов с полным собранием сочинений, написанных композитором в этом жанре (особенно популярны CD-комплекты дуэтных опусов Моцарта и Шуберта). Такие альбомы представляют не только художественную, но и познавательную ценность: во первых, далеко не все из представленных произведений можно услышать в концертных залах в силу их «раритетности»; во вторых, в приложенных к дискам аннотированных буклетах, написанных, как правило, авторитетными, «узкими» специалистами, порой содержится уникальная информация об этой музыке, представляющая современный уровень научных знаний по данной теме.
Если же говорить о концертно-фестивальной жизни, то в сравнении с другими исполнительскими специальностями у ФД заметно возрастает роль фестивалей по отношению к «отдельным» концертам. Речь идет не только о «смешанных» фестивалях, объединенных лишь местом проведения и, может быть, какой-либо общей тематикой (именно такого рода фестивали наиболее широко распространены в современном музыкальном мире, и нередко выступления ФД становятся «изюминкой» подобных фестивальных программ), но и о «чисто» дуэтных фестивалях. Именно эта форма — фестивали фортепианных дуэтов — является одной из важнейших в нынешней концертной жизни ФД.
Фестивали: эйфория 90 х
Пожалуй, ни один другой вид сольного или ансамблевого исполнительства не связан сегодня так тесно с фестивальной практикой. Это объясняется многими причинами: стремлением «дуэлянтов» подчеркнуть уникальность и богатые репертуарные резервы жанра; такими специфическими чертами ФД, как его «нарядность» и «парадность», с одной стороны, и «семейность», «домашность» — с другой. Наконец, формат фестиваля способствует созданию некой «кастовости» этого вида исполнительства в ряду ему подобных: вряд ли столь же распространенными являются сегодня, например, фестивали виолончелистов или, скажем, фортепианных трио при всей очевидной значимости и художественной ценности этих инструментальных специализаций.
Фестивали фортепианных дуэтов в нашей стране получили распространение в 1990-е годы после того, как в Москве была учреждена Всесоюзная Ассоциация фортепианных дуэтов, объединившая всех известных музыкантов, работавших в этом жанре. Для них это были годы фестивальной эйфории. Четыре международных фестиваля в Екатеринбурге по нечетным годам (с 1991 по 1997), два — в Ленинграде — Санкт-Петербурге (1990, 1992), два — в Новосибирске (1993, 1994), фестивали в Нижнем Новгороде, Смоленске. Участие известных зарубежных дуэтов, знакомство с незнакомой музыкой, «дуэтные марафоны» — концерты из 3–4 х отделений, кончавшиеся за полночь; неизменные аншлаги, рецензии консерваторских студентов в специальных ежедневных выпусках рукописных журналов, постоянное внимание СМИ — такими были годы «оттепели» для жанра ФД, которые естественно совпадали с периодом перестройки, а затем — с политическими переменами в стране.
После распада Союза единое дуэтное сообщество раскалывается, и фестивали становятся зачастую единственной возможностью встретиться с иностранными теперь коллегами.
В начале XXI века центром дуэтно-фестивальной жизни России становится Санкт-Петербург, где в 2005 создается Санкт-Петербургское Отделение Общенациональной Ассоциации фортепианных дуэтов (с 2008 — самостоятельное Санкт-Петербургское Объединение фортепианных дуэтов), которое с 2006 проводит ежегодные международные фестивали «Балтийские фортепианные дуэты».
На постсоветском пространстве сейчас периодически проходят и другие дуэтные фестивали. Их инициаторами обычно выступают местные концертирующие дуэты, приглашающие в гости своих коллег. Среди них украинцы Александра Зайцева и Дмитрий Пиванец (Киев, «Chamber Music Season»), белорусы Наталья Котова и Валерий Боровиков (Минск, «Duettissimo»), дуэт из Молдавии Анатолий Лагикус — Юрий Махович (Кишинев, «Янтарная гроздь»), Г. Пыстин и Д. Карпов (регион Сибири, «Сибирская ассамблея») и другие. В этом году на фестиваль ФД в Москве приглашают Николай Петров и Александр Гиндин, отмечающие 10 летие своего творческого содружества.
В дальнем зарубежье традиция «чисто дуэтных» фестивалей не столь распространена. Можно отметить, пожалуй, лишь представительный смотр ФД в Сан-Франциско, проводимый по инициативе американского дуэта Кэтрин и Энтони Анжело, и несколько фестивалей в Израиле, бессменными организаторами которых выступают наши бывшие соотечественники Леонид Спивак и Александр Калантаров.
Большинство из названных фестивалей проходят по принципу «парада звезд», когда участники выступают с полномасштабным концертом или отделением, а программы не ограничены какими-либо условиями (за исключением «пересекаемости» произведений у разных ансамблей). Здесь на первый план безоговорочно выходят исполнители, а фестиваль объединяет лишь сам дуэтный жанр.
Другая концепция — тематические фестивали, посвященные определенной эпохе, национальной школе, «жанру в жанре» (например, транскрипции) или композитору. Такая идея может реализовываться лишь при безусловной цикличности данного фестиваля и носит скорее просветительский, «абонементный» характер, а ее осуществление требует от организаторов особых усилий. К таковым относится «БФД» в Петербурге и — частично — израильские фестивали под руководством Л. Спивака (например, «Рахманинов для двоих» 2009 года).
Конкурсы: от ARD до «Брата и сестры»
Конкурсы ФД — детище двух последних десятилетий. Если вернуться к середине XX века, то, насколько мне известно, единственным местом регулярных мировых смотров ФД был конкурс Баварского радио и телевидения в Мюнхене (ARD), ежегодно проводимый по разным специальностям с 1952. Спустя три года в конкурсной программе впервые появилась номинация «Klavierduo». Следующие два включения этой номинации в ARD состоялись с десятилетними промежутками, затем стали проходить чаще — раз в 5–6 лет, и, наконец, три последних — с одинаковыми пятилетними интервалами (2000, 2005, 2010).
С 1987 ведет свою историю первый специальный конкурс ФД — «Dranoff International Two Piano Competition», основанный богатой поклонницей жанра Лореттой Дранофф, в свое время выступавшей в дуэте со своим мужем, Мюрреем. Основанный ею фонд до сих пор регулярно — каждые два года — финансирует конкурсы, завоевавшие серьезную репутацию в музыкальном мире.
Сегодня существуют уже более 20 конкурсов, в которых принимают участие ФД. Большинство из них — смешанные, объединяющие несколько специальностей. ФА включается в камерно-ансамблевые конкурсы (Калуга, Конкурс им. Танеева), в конкурсы, посвященные определенной эпохе или автору (Рим, Конкурс музыки XX века им. Валентино Букки), а также в фортепианные, где сольная номинация соседствует с дуэтными — двухрояльной и четырехручной, проводимыми раздельно (Осло, конкурс «Григ»; Нью-Йорк, конкурс «Брэдшоу и Буоно»). «Специальных» конкурсов ФД сравнительно немного, хотя число их растет. К наиболее престижным, помимо уже упомянутого «Murray Dranoff», относятся также Токийский конкурс Международной Ассоциации фортепианных дуэтов (IPDA), Конкурс им. Шуберта в Есениках (Чехия) и Конкурс в Белостоке (Польша).
Мне довелось участвовать в жюри 59 го Международного конкурса ARD в номинации «Klavierduo», проходившего в Мюнхене в августе 2010 года. Основываясь на личных впечатлениях, попытаюсь обозначить основные специфические особенности современных конкурсов ФД.
Начну с того, что они заметно малочисленней, чем в других специализациях. Если в проводимых параллельно номинациях «флейта» и «виолончель» участвовали по 50 музыкантов, то в состязании ФА было представлено всего 9 дуэтов. Нельзя сказать, что особенно жестким был предварительный отбор: было подано лишь 14 заявок со всего мира! На предыдущих дуэтных конкурсах ARD участников было больше, но количественно они все равно заметно уступали другим номинациям, так что это — не случайность, а повод для размышления.
Помимо очевидной причины — меньшей распространенности жанра в музыкальных учебных заведениях — существуют, на мой взгляд, и другие. Если конкурсные программы в других номинациях не отличались от требований большинства серьезных конкурсов и в той или иной степени доступны для любого студента или выпускника музыкального вуза, то репертуар конкурсной программы ФА мог быть исполнен лишь теми, кто уже много лет занимался именно этим жанром: фактически сложившимися ансамблями, обладающими концертным и конкурсным опытом. В программу входили 11 крупных произведений разных эпох и стилей — от обязательного Концерта Баха C dur на III туре и двухфортепианного концерта в IV туре в сопровождении оркестра до сочинений авангардного стиля таких авторов, как Лигети, Фонтен, включая обязательную пьесу на II туре М. Бурбудакиса «loops’n grains», требующую изрядной предварительной «подготовки» роялей. Такой репертуар, большая часть которого должна была исполняться наизусть, вряд ли можно подготовить тем ансамблям, которые организованы «по случаю» — специально к конкурсу.
Отсюда и большое представительство родственных пар: братьев, сестер, которые вместе играют «с малых ногтей». Дуэт сестер из Кореи «Remnant», американский дуэт сестер Уонг, итальянский дуэт братьев Ди Стефано — эти семейные ансамбли были среди фаворитов конкурса, а первые две пары стали победителями (Первая премия не была не присуждена, второй удостоились Чжон Хи Чжин – Чжон Хен Чжу (Корея), третьей – Сьюзен и Сара Уонг из США).
Такая ограниченность числа участников приводит еще к одной, специфически дуэтной ситуации. В мире сейчас существует примерно 10–12 «конкурентоспособных» молодых дуэтов, и все они в разные годы становились лауреатами вышеназванных «главных» конкурсов. Эти 4 наиболее престижных в дуэтном сообществе состязания (повторю: Мюнхен, Майами, Есеник, Белосток) составляют сейчас некий «золотой шлем». В каждом из них (или хотя бы в двух-трех) должны «отметиться» молодые дуэты, претендующие на место в мировой элите ФА. Можно и перечислить некоторых участников «золотого шлема». Помимо уже указанных лауреатов последнего ARD, это наши соотечественники И. Силиванова — М. Пурыжинский (Москва), дуэт «Vis-à-vis» Ю. Юрченко — П. Григорьева (Санкт-Петербург), О. Чипак — А. Кушнир (Украина), С. Варшавская — Д. Шапиро (Израиль), дуэт «Тошефф» (Болгария), дуэт «Микаллеф — Инанга» (Великобритания), дуэт «Accord» С. Ойлер (Германия) — Л. Хуанг (Тайвань).
А на смену им уже идут победители детских конкурсов для ФД. Впрочем, многие нынешние «взрослые» лауреаты и сами прошли сквозь горнила детских конкурсов данной специализации. Так, триумфаторы ARD сестры Чжон, получившие полное музыкальное образование в Санкт-Петербурге (от ССМШ-лицея до консерваторской аспирантуры), свой первый дуэтный успех праздновали еще в 1997 на II Международном конкурсе детских фортепианных дуэтов «Брат и сестра» в Петербурге. Но если в 1996 «Брат и сестра» был первым и единственным конкурсом такого рода, то теперь юные дуэты имеют возможность испытать себя в многочисленных и разнообразных состязаниях.
Впрочем, подробнее о детских конкурсах ФА уместно поговорить в связи с вопросами детской фортепианно-дуэтной педагогики и системой воспитания молодых дуэтов в нашей стране и за рубежом. Этой теме мы посвятим один из следующих материалов нашей рубрики.