Ольга Жукова. В.Ф. Бах, Бетховен, Лист, Шопен, Филд, Глинка, П. Чайковский

Дата публикации: Февраль 2017
Ольга Жукова. В.Ф. Бах, Бетховен, Лист, Шопен, Филд, Глинка, П. Чайковский

Общаясь ныне с маститыми консерваторскими профессорами — старейшинами нашего педагогического цеха — студенты и молодые коллеги часто не знают и даже не задумываются об исполнительских достижениях своих наставников в годы расцвета их артистической карьеры, заканчивающейся обычно ранее педагогической. Нередко воспитанники и не могут ознакомиться со звучащим наследием своих учителей, поскольку записи их просто не изданы!

…Обо всём этом подумалось, когда автор этих строк услышал однажды записи 1960–90-х годов старейшего педагога фортепианного факультета Московской консерватории, заслуженной артистки РФ, профессора Ольги Михайловны Жуковой.

Оказалось, что о замечательном искусстве пианистки писали в своё время прославленные отечественные пианисты-педагоги — её учителя и старшие коллеги-современники. В. В. Софроницкий в своей характеристике 1947 года перед поступлением его ученицы в аспирантуру отмечал: «Ольга Жукова… обладает выдающимся исполнительским дарованием и виртуозными данными». (Кстати, именно в 1947 году О. М. Жукова дала свой первый сольный концерт в Малом зале МГК.)

Наставник Ольги Михайловны в ЦМШ в 1935–1942 годах — А. Б. Гольденвейзер — констатировал в 1955 году: «О. Жукова — талантливая пианистка, прекрасный музыкант с отличными пианистическими данными. Она обладает большим, разнообразным репертуаром и значительным исполнительским опытом».

Позднее, уже в 1970-е годы, свои отзывы на игру пианистки оставили и другие корифеи отечественного фортепианного искусства. Так, Л. Н. Оборин указывал, в частности, что «О. М. Жукова — прекрасный культурный музыкант», а Я. В. Флиер свидетельствовал: «Пианистку О. М. Жукову я часто слушал ещё в конце 1940-х годов… Она производит глубокое впечатление своей игрой — артистичной, виртуозной и в то же время самобытной и содержательной». К этим красноречивым откликам трудно добавить что-либо существенное. Можно лишь попытаться разъяснить изложенное в них чрезвычайно сжато.

Репертуар О. М. Жуковой действительно весьма обширный — от сочинений композиторов XVIII — начала XIX веков до произведений классиков ХХ века; 20 концертов для фортепиано с оркестром и 25 сольных концертных программ, в том числе все 32 сонаты Бетховена.

На диске представлены сочинения В. Ф. Баха (две малоизвестные Клавирные фантазии), Бетховена (Фортепианная соната № 10), Листа (Концертный этюд «Шум леса», «Венгерская рапсодия» № 6, «Тарантелла» из «Годов странствий», «Утешение» № 3), Шопена (Вальс E-dur, op. posth.), Фильда (Рондо из Сонаты Es-dur, op. 1 № 1), Глинки (Вариации на «Соловья» Алябьева), Чайковского («Думка»).

Пианистические качества игры О.  Жуковой, отмечаемые всеми, также превосходны. Её виртуозность — действительно высочайшая. Наиболее ярко это проявилось в исполнении в 1962 году (полвека назад!) сочинений Листа: кажется, что звучат архивные записи кого-то из знаменитых виртуозов начала ХХ века.

Самобытность манеры исполнения Жуковой выражается и в неординарном выборе редко звучащих пьес для концертных выступлений, и в необычных трактовках известных произведений, в частности, Десятой сонаты Бетховена (например, нетерпеливое по характеру и графичное по колориту начало первой части).

В общем, говоря об исполнительском стиле артистки, нельзя не отметить плодотворного симбиоза различных пианистических направлений, прежде всего А. Б. Гольденвейзера и В. В. Софроницкого. В различных произведениях, записанных артисткой, мы ощущаем приоритет влияния одного или другого наставника. В исполнении романтической музыки ощущается воздействие В.В., проявляющееся в создании пианисткой насыщенного звукового колорита, в обильном использовании педализации и т. д. В интерпретации же сочинений венской классики чувствуется преемственность по отношению к А.Б. Последний писал: «Соната Бетховена соль мажор — одна из наиболее прозрачных, тонких по своей ткани сонат Бетховена. При исполнении её нужно избегать грубого, слишком насыщенного звука. Педализировать следует чрезвычайно скупо». Слушая эту сонату в прочтении пианистки, ловишь себя на мысли, что пожелания учителя идеально (и по-своему, конечно) выполнены ученицей. Прав известный критик А.  Золотов, писавший, что «художественная личность О. М. Жуковой символизирует знаменательный перекрёсток творческих тенденций и личностей в русском исполнительском искусстве ХХ века».

Ольга Михайловна сейчас в прекрасной пианистической форме, замечательно показывает за роялем, помнит весь свой репертуар, выступает на вечерах памяти. Более 50 лет преподаёт она в своей Alma Mater. Знакомство с её записями — великолепный урок нынешним ученикам и чудесный подарок профессиональным музыкантам и любителям музыки.