Джулия Зильберквит. Бах. Полное собрание сольных концертов для клавира.
![Джулия Зильберквит. Бах. Полное собрание сольных концертов для клавира. Джулия Зильберквит. Бах. Полное собрание сольных концертов для клавира.](https://pianoforum.ru/wp-content/uploads/2017/02/CD-Bach.tif_copy.jpg)
Бах. Полное собрание сольных концертов для клавира. Бах–Вивальди. Два концерта. Камерный оркестр «Виртуозы Москвы», дирижёр Саулюс Сондецкис. Warner Classics
Когда появляется редкая ныне возможность откликнуться на прослушанный компакт-диск с неординарной интересной программой, живой исполнительской интонацией в сочетании с профессиональным мастерством в звукозаписи, — делаешь это с особым удовольствием.
Участвуя в своё время в любимом мною процессе грамзаписи, я горячо полемизировал с теми, кто уничижительно называл продукт звукозаписи «музыкальными консервами». Моими контраргументами всегда были великолепные звукорежиссёры (российские и французские), с которыми мне приходилось общаться в студиях и в лучших залах Москвы, и, конечно, исполнители — истинные мастера музыкального творчества. Их истовая, буквально на износ, работа и высочайший профессионализм меня всегда восхищали.
Так получилось и с альбомом из двух дисков с музыкой Баха в исполнении пианистки Джулии Зильберквит, камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под руководством Саулюса Сондецкиса, звукорежиссёра Вадима Иванова, который записывался в Большом зале Московской консерватории — великом и неповторимом акустическом пространстве.
Все сольные клавирные концерты Иоганна Себастьяна Баха и два концерта Баха–Вивальди составили программу двух дисков в одном альбоме, выпущенном одной из трёх крупнейших мировых аудиофирм — «Warner Classics». Две транскрипции в этой программе осуществила сама пианистка. Её предыдущий успешный опыт в подобном виде творчества («Концертино» Д. Шостаковича) говорит о Джулии Зильберквит как о неординарном и мыслящем музыканте…
И всё-таки — Бах! Нужна большая художественная смелость, даже отвага, чтобы сыграть и записать такую программу, выдержав мощную конкуренцию со стороны многих признанных бахианцев разных поколений. Здесь нет возможности рассказывать об истории создания баховских клавирных концертов, равно как и о клавирных транскрипциях скрипичных концертов — его собственных и Антонио Вивальди, о которых так ясно и точно написал великий исследователь Баха Альберт Швейцер: «В сущности все произведения Баха созданы для идеального инструмента, заимствующего от клавишных возможности полифонической игры, а от струнных все преимущества в извлечении звука».
Я присутствовал на записях этого альбома и не забуду особо концентрированной исполнительской манеры пианистки, в чём-то достаточно аскетичной, но наполненной глубиной звука, точностью каждой сыгранной фразы, динамическими контрастами и логикой темповых соотношений.
Вспоминаю, как непросто выстраивался звуковой баланс между оркестром и солисткой. Даже таким мастерам барочной музыки, как «Виртуозы Москвы», было необходимо найти свою собственную звуковую субстанцию, нужные тембровые краски скрипок и альтов, фундаментальное опорное звучание виолончельного basso continuo, а также соотношение струнных, клавесина и двух флейт в фа-мажорном баховском концерте (BWV 1057).
В записи Саулюс Сондецкис, мэтр камерного музицирования, вместе с оркестром сумел добиться равновесия звучности, выстроить и свою оркестровую вертикаль, органично соединив её с клавирным «горизонтом».
В исполнительской манере Джулии Зильберквит (кстати, выпускницы класса Бэллы Давидович в Джульярдской школе музыки) очень естественно сочетаются строгая музыкальная лексика с живой энергией движения, кантилена редкого звукового наполнения с жанрово-танцевальной характерностью. Ну, а хрестоматийные скрипичные концерты Вивальди в клавирно-оркестровом «обличье» звучат так, как если бы изначально были созданы для чембало и оркестра.
Этот альбом получил прекрасные профессиональные отзывы. Вот лишь две цитаты из высказываний американского музыкального критика Гарри Лемко: «Концерт соль минор (BWV 1058), являющийся переложением для клавира его же скрипичного концерта ля минор, предоставил пианистке яркую возможность проявить своё мастерство. Средняя часть — Анданте — позволила продемонстрировать утончённые динамические смены звучания piano и pianissimo, а уверенность, с которой пианистка играет сложный в техническом отношении финал, свидетельствует о большом вкусе и превосходном исполнительском мастерстве»; «Хочется особо отметить транскрипцию, сделанную пианисткой, Концерта ля минор (BWV 596), написанного Вивальди для струнного оркестра и переложенного Бахом для органа. Это мастерская творческая работа, которая строгий баховский стиль представляет нам как бы в романтической версии».
…Ну что ж, если вам повезёт и вы станете счастливым обладателем этих баховских клавирных шедевров в таком первоклассном исполнении, поверьте мне: вас ждут мгновения, которые не часто выпадают на долю истинных меломанов.