Рурский фортепианный фестиваль: секреты успеха
Рурский фестиваль — крупнейший в мире форум фортепианной музыки. Он проводится ежегодно с мая по июль, в его программе, как правило, до восьмидесяти концертов. Среди регулярных участников фестиваля большинство крупнейших мировых исполнителей: назовите любого знаменитого пианиста — почти наверняка не ошибетесь. Достаточно сказать, что на фестивале 16 раз выступал Даниэль Баренбойм, 11 раз — Марта Аргерих и Пьер-Лоран Эмар, девять концертов дал Чик Кориа.
Сюда приезжают и молодые исполнители: от лауреатов международных конкурсов до совсем юных музыкантов. Каждый год двадцать из них дают здесь свой первый сольный концерт. В программе форума — классика и джаз, сольные, ансамблевые и оркестровые концерты, мастер-классы и лидерабенды, специальные детские программы. Каждый год для фестиваля пишется ряд новых сочинений — тут состоялось около 60 мировых премьер. Фестиваль также возрождает забытые сочинения прошлого: здесь звучали фортепианные концерты Регера, Пфицнера, Фуртвенглера, Такемицу. Аудитория форума — около 60.000 слушателей ежегодно. Записи лучших концертов выпущены на нескольких десятках CD.
Рурский фестиваль с большим вниманием относится к юбилеям; за последние годы здесь отмечались памятные даты, связанные с именами Моцарта, Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Брамса, Регера, Прокофьева. В этом году форум приурочен к 200-летию со дня рождения Шумана и Шопена. Поскольку Эссен, один из городов Рурской области, является культурной столицей Европы 2010 года, третьим героем нынешнего фестиваля станет Иоганн Себастьян Бах, чье наследие — краеугольный камень музыкальной истории Европы. Как всегда, перед слушателями предстанут лучшие пианисты и ярчайшие коллективы: Пьер-Лоран Эмар и Камерный оркестр Европы, Тон Коопман и Амстердамский барочный оркестр, Мюррей Перайя и Академия Св. Мартина в Полях. Даниэль Баренбойм и Берлинская Штаатскапелла исполнят оба фортепианных концерта Шопена в один вечер.
Один из последних концертов на посту главного дирижера Симфонического оркестра Западногерманского радио даст маэстро Семен Бычков: в первый вечер фестиваля 8 мая в Бохуме он представит программу музыки Рихарда Штрауса. Из композиторов нашего времени на фестивале ждут Ханса Вернера Хенце; так, 6 июня тенор Иэн Бостридж споет его песни в один вечер с песнями Малера. 10 июня в Эссене — концерт Григория Соколова, в программе Бах, Брамс и Шуман. Среди участников фестиваля также Марта Аргерих, Елена Башкирова, Элен Гримо, сестры Лабек, Елизавета Леонская, Анне-Софи Муттер, Лейф Ове Андснес, Эмануэль Акс, Кристоф Эшенбах, Лан Лан, Чик Кориа, Аркадий Володось и даже Альфред Брендель: он прочтет лекцию о Джоне Кейдже. Форум завершится 23 июля джазовым гала-концертом.
… Свою историю Klavierfestival Ruhr ведет с 1989 года: тогда фестиваль «Бохумское фестивальное лето» обрел поддержку свежесозданной Рурской инициативной группы. Но главным импульсом для превращения небольшого периферийного события в фестиваль международного значения стало приглашение в 1996 на пост художественного руководителя Франца Ксавера Онезорга. Об особенностях Рурского фортепианного фестиваля профессор Онезорг рассказал в эксклюзивном интервью Марине Брокановой.
Вы возглавили фестиваль в 1996. С чего Вы начали его реформу, какие основные линии развития наметили? Каким образом удалось превратить фестиваль из «одного из многих» в «один из самых»?
В первую очередь, я должен был завоевать, точнее «перенести» то доверие, которым я как директор Кельнской филармонии пользовался у многих именитых пианистов, на фортепианный фестиваль в Руре. Естественно, что стремлением учредителей — Инициативной группы Рура — было поставить фестиваль на «новые рельсы», придать ему новый масштаб. Это означало, прежде всего, что я должен был связать Рурский фестиваль с именами исполнителей, принадлежащих к мировой фортепианной элите. С самого начала моим заветным желанием была систематическая поддержка молодых пианистов. В этом мы преуспели, особенно после появления серии компакт-дисков под собственным лейблом, выпускаемых в сотрудничестве с Западногерманским и Германским радио, а также с музыкальным журналом «FonoForum». На сегодняшний день вышло уже 75 CD, кстати, один из последних представляет российского пианиста Константина Шамрая, который в 2008 стал победителем Международного конкурса пианистов в Сиднее.
Каковы, на Ваш взгляд, основные особенности фестиваля?
Я пришел к мысли, что надо, прежде всего, развивать долгосрочные программные линии, избавляясь от привычных ежегодных композиторских акцентов, связанных с памятными датами. Конечно, мы принимаем во внимание юбилеи. Но при этом часто исполняем неизвестные или редко звучащие произведения: например, позднероманитические фортепианные концерты Макса Регера, Ганса Пфицнера, Ферручо Бузони или Вильгельма Фуртвенглера. Постоянно привлекаем внимание к произведениям современных композиторов: несколько раз на фестивале была организована почти полная экспозиция фортепианного творчества К.-Х. Штокхаузена и П. Булеза. И я особенно счастлив, когда звучат заказанные молодым композиторам сочинения.
К особенностям Рурского фестиваля относится, несомненно, и то, что мы выстроили высоко инновационную образовательную программу. Мы отважились на эксперимент — привлечь в мир фестиваля детей в возрасте от 2 до 6 лет. Сегодня 200 детей этого возраста посещают «Little Piano School», которая функционирует в 15 детских садах при евангелических церквях.
Уже в течение нескольких лет мы организуем встречи юных пианистов Рурской области с участниками фестиваля. Об этом снят документальный фильм, премьера которого состоится на следующем фестивале. И, наконец, мы представляем проекты «Discоvery» в многочисленных школах — особенно в тех, которые принято называть «проблемными». Там обучается большой процент иностранцев, и мы способствуем интеграции этих учеников и их семей. В рамках проекта «Discоvery» дети и подростки сочиняют музыку на определенные темы, а потом имеют возможность исполнять ее в концертах Рурского фестиваля. Многие записи, кстати, представлены на нашем сайте.
Каким образом происходит формирование концепции каждого года? Кто непосредственно принимает в этом участие?
Концепция, конечно, сначала возникает в моей голове и в диалогах с моей командой и с исполнителями. Своими планами я делюсь обычно с Экспертным советом фестиваля, затем составляю репертуар грядущего форума. За 15 лет я разработал 15 постоянных программных линий, которые в зависимости от тематических акцентов того или иного фестиваля взаимодействуют между собой, насыщая тем самым содержание.
В чем, на Ваш взгляд, основная задача интенданта крупного фестиваля?
Я думаю, что интендант должен обладать перспективным видением своего фестиваля, видением на многие годы вперед. Он должен при реализации планов вникать во все детали, обязательно иметь время для общения с исполнителями, постоянно думать о своей публике. А главное, своей собственной работой баловать и приятно удивлять партнеров.
Если ему это удается, то долгосрочный успех неизбежен. Естественно, ежедневная работа — это не только искусство, но и забота о финансах и, не в последнюю очередь, о том, каким образом добытые средства использовать наилучшим образом для художественного результата.
Каким образом Вы отслеживаете молодых пианистов? Что должен сделать исполнитель, если хочет попасть на Ваш фестиваль?
Одна их моих важнейших задач — всеобъемлющее отслеживание мировой фортепианной сцены и формирование собственного суждения о ситуации. Конечно, я регулярно интересуюсь крупными фортепианными конкурсами, немаловажное значение имеют беседы с опытными пианистами и педагогами, которые могут порекомендовать новые таланты.
Лауреатов каких конкурсов Вы готовы пригласить, не зная их фамилий?
Мы регулярно приглашаем победителей 6-8 международных конкурсов — обычно, когда я сам могу составить представление о лауреатах. Исключение составляют те конкурсы, которым я полностью доверяю, как например, конкурс имени Шопена в Варшаве или конкурс имени Бетховена в Бонне — лауреатов этих конкурсов я приглашаю даже тогда, когда не знаю их имен.
Есть ли аналог Вашему фестивалю в мире?
Безусловно, я отношусь с уважением к другим фестивалям, например, к замечательному параду пианистов в Рок д’Антероне во французском Провансе. Но там преобладают концерты на открытом воздухе, а особенность нашей концепции в том, что мы устраиваем концерты на 30 площадках в 15 городах Рура. Разумеется, я слежу за тем, каких пианистов представляет Гилмор-фестиваль в США (см. с. 8). Но мы, конечно, не лишены честолюбия и хотели бы быть важнейшим фортепианным событием мирового значения. Я думаю, нам это удалось.
В чем секрет успеха одного фестиваля и неуспех другого? И вообще: что такое успешный фестиваль?
Я не люблю говорить о неудачах других. А успех, по моему мнению, достигается тогда, когда последовательно воплощаются в жизнь продуманные программные линии или принципы и таким образом появляется возможность охватить весь фортепианный мир.
У Вас есть близкие друзья среди музыкантов или Вы предпочитаете поддерживать деловые отношения?
Дружеское доверие и взаимная верность — это, конечно, основа успеха нашего фестиваля. Я знаю многих исполнителей более 30 лет, и естественно, за это время укрепились те или иные дружеские отношения. О некоторых исполнителях я знаю больше, чем их собственные импресарио. И это — тоже в плюс фестивалю.
Каков общий бюджет фестиваля, из чего он складывается? Есть ли государственная поддержка?
Наш фестиваль полностью финансируется из частных источников, и каждый год мы, можно сказать, начинаем бюджет с нуля. Мы сознательно не афишируем цифры бюджета. Но я с удовольствием Вам сообщу, что большая часть расходов — это гонорары и стоимость организации концерта/постановки, затем — маркетинг и продажи билетов, на третьем месте — расходы на нашу образовательную программу. Доходная часть имеет три источника поступлений. Основное финансирование — это членские взносы предприятий, входящих в Инициативную группу Рура, затем — ежегодно привлекаемые мною новые спонсоры; третий источник — выручка от проданных билетов, за что я благодарен нашей публике. Мы сознательно не прибегали до сих пор к поддержке государства. Это — основная идея учредителей фестиваля, Инициативной группы Рура, которые своими силами хотят способствовать превращению Рурской области из исключительно промышленной, горнодобывающей в современное индустриальное общество с развитой культурной инфраструктурой. Без этих усилий вряд ли Рурская область стала бы культурной столицей Европы-2010.
С 1998 вручается Приз Рурского фортепианного фестиваля. Каким образом принимается решение о его присуждении? Что это — денежная премия или памятный знак?
Это почетный приз, который вручается за жизнь в искусстве, за жизнь, посвященную искусству. Среди наших лауреатов — Даниэль Баренбойм, Дмитрий Башкиров, Альфред Брендель, Маурицио Поллини, Марта Аргерих и Пьер-Лоран Эмар. Пьер Булез, чьи сочинения имеют большое значение для фортепианной литературы XX века, получил этот приз в связи с 80-летием. В 2010 Приз фестиваля будет вручен Григорию Соколову.
Сам приз — это статуэтка работы дюссельдорфского скульптора Фридриха Вертмана. Но, может быть, самое важное: наш лауреат получает возможность присудить годовую стипендию юному пианисту по своему выбору. А через год мы приглашаем этого пианиста на фестиваль для дебютного выступления.
Вы наверняка анализируете состав публики. Можно ли определить, кто Ваш слушатель? И каково процентное соотношение туристов и местных жителей?
В течение года, как я уже упоминал, мы даем около 70 концертов в 15 населенных пунктах, на 30 площадках. Благодаря предварительной продаже билетов мы знаем, что многие люди используют пребывание на фестивале для того, чтобы открыть для себя совершенно особую Рурскую область. За 15 лет моей деятельности мобильность наших слушателей значительно выросла. И это, без сомнения, успех нашей маркетинговой стратегии. Например, мы предлагаем услуги по бронированию гостиниц, что привлекает все больше людей, живущих за пределами Рурской области, для совершения познавательных поездок.
Вы возглавляли крупнейшие музыкальные организации в Германии и США. Американский опыт отличается от европейского?
Конечно, имеется много структурных различий в руководимых мною учреждениях Германии и Америки. Для филармонии в Кельне и для Берлинского Филармонического оркестра выделяются в основном государственные средства. Рурский фестиваль существует полностью за счет частного финансирования, что скорее сравнимо с американскими учреждениями. Я с уверенностью могу сказать, что именно опыт, приобретенный в Америке, помог мне в последние годы утроить спонсорские средства для фестиваля в Руре.
Кажется, фестиваль охватывает все ипостаси рояля. Есть ли что-то, что Вы планируете привнести в его концепцию в будущем?
Да, действительно, мы хотим охватить все ипостаси рояля, показать фортепианный мир во всем его многообразии. И именно поэтому я, прежде всего, думаю о публике будущего, поэтому акцентирую образовательную программу. Нашим инновационным начинанием мы хотим привлечь и тех людей, чьи семьи стали переселенцами, здесь мы видим политическую роль фестиваля в вопросах интеграции. Над этим мы интенсивно работаем, ибо я убежден, что именно музыка — язык, способный объединить людей.