Сергей Слонимский. Творческий облик Листа: взгляд из XXI века. Эссе современного композитора.
СПб., «Композитор», 2010. — 24 с., ил. Тираж 200 экз.
Банально, но факт: есть книги, глубина и содержательность которых обратно пропорциональны объему. Небольшое, но совершенно необходимое уточнение: мэтр отечественной музыки Сергей Слонимский — не только композитор, давно и справедливо признанный во всем мире, но и первоклассный музыковед и пианист. Эти же три начала гармонично соединились в герое повествования, вот почему автор находится с ним как бы на одном поле.
Прошу прощения за гастрономическую ассоциацию: эссе Сергея Слонимского похоже не то на сироп, не то на концентрат: почти из каждой фразы или абзаца, при желании, можно соорудить целую книгу. Всего лишь один пример — наугад:
«Ритмический рисунок многих листовских мелодий многосоставен, дробится на контрастные, но органически сопряженные мотивы. Уже отмеченная речитативность «ритмических отступлений» и философских монологов претворена в свободной неквадратной ритмике монодических и диалогических линий внутри основных разделов и между ними. Ритмически ненормативные такты свободного строения, ранее встречавшиеся в каденциях оперных арий и инструментальных концертов, у Листа появляются в речитативных и виртуозных построениях сольных пьес».
Блестяще по форме, стилю, смыслу, заставляет вспомнить о лучших образцах жанра, вроде эссе Ивана Соллертинского!
Эссе Сергея Слонимского предварено биографической справкой из книги «166 биографий знаменитых композиторов» (СПб., «Композитор», ред.-сост. Л. Михеева).