Татьяна Малинина-Федькина. Не убивайте вундеркиндов! Автобиографическая повесть
М., «Музыка», 2010. — 128 с., ил. Тираж 500 экз.
«Музыкальная карьера Тани Федькиной началась чрезвычайно рано. Об этом свидетельствуют броские газетные заголовки: «Композитору — шесть лет», «Автору оперы… восемь лет». Да и исполнительский дебют ее состоялся в 1968 году, когда ученице 5 го класса Центральной музыкальной школы было всего двенадцать лет… После окончания школы Федькина поступила в Московскую консерваторию и стала студенткой в классе Е. В. Малинина. Вскоре пришли и первые заметные успехи… В 1975 году она завоевала третью премию на Шопеновском конкурсе в Варшаве. В данном случае конкурсная награда уж никак не была подведением итогов… По мнению Е. В. Малинина, наиболее свободно чувствует себя Федькина в романтической сфере. Среди ее лучших достижений — интерпретация шумановской «Крейслерианы», экспромтов Шуберта, многих произведений Шопена, Первого концерта Чайковского. Природный пианизм, точность исполнительских намерений ярко проявляются у Татьяны Федькиной в трактовке сонат и фортепианных концертов Моцарта.
За прошедшее время пианистка, разумеется, обрела артистический опыт, уверенность, значительно расширила репертуарный диапазон, а вместе с ним и географию своей гастрольной деятельности».
Такова, с небольшими сокращениями, статья о Татьяне Федькиной (в то время — еще не Малининой) в книге Льва Григорьева и Якова Платека «Современные пианисты», выпущенной в 1990 году издательством «Советский композитор». Все правильно, все точно. Но сопоставление справочника с автобиографическим повествованием — эмоциональный шок, удар хлыста: сухие строки, повествующие о замечательной и, кажется, ровной карьере оборачиваются драмой жизни, беспрестанной борьбой за существование.
Событий в жизни Татьяны Малининой-Федькиной хватит на несколько биографий. Ранняя смерть отца, полуголодное существование большой (8 детей!) семьи. Слава вундеркинда, маленькой девочки, которую знала вся страна, которая играла Шостаковичу, Клиберну, Юрию Гагарину… Учеба в Московской консерватории, подарившей Татьяне главную встречу ее жизни — с учителем и любимым человеком, профессором Евгением Малининым; счастье быть с ним стоило долгих лет и мучений. Великолепный старт карьеры, а затем обструкция сильных мира сего («У нас в стране нет такой пианистки. И не будет», — заявил один филармонический деятель). А когда, казалось, главные трудности позади, карьера снова идет в гору — тяжелая болезнь, заставившая (надеемся, на время) отказаться от концертной деятельности.
В автобиографической повести читатель почти не найдет технических подробностей, описаний занятий, творческого процесса. Кажется, Татьяна Малинина-Федькина намеренно уходит от этой темы. Тон подчеркнуто эмоционален; о событиях, произошедших несколько десятилетий назад, автор пишет так, как будто они случились вчера. Она не впадает в обвинительный раж, не клянет в своей судьбе «весь белый свет»: оттого, пожалуй, симпатии читателя с самого начала оказываются на стороне автора-героини.
«Книга… написана очень талантливо, на одном дыхании. И мне очень хотелось бы, чтобы история Татьяны Федькиной… стала для родителей, да и для самих детей своего рода опорой, примером стойкости и мужества в непростых жизненных ситуациях. Думаю, что эта автобиографическая повесть поможет поверить в свои силы, кому-то даст надежду. Главное, что она никого не оставит равнодушным» (Владимир Спиваков).