На сцене — детские дуэты

Дата публикации: Май 2011
На сцене — детские дуэты

Роль детского ансамблевого музицирования в музыкальном развитии ребенка и подростка общеизвестна. Совместное творчество, радость игры (в обоих смыслах этого слова), ощущение себя частью целого — весь этот неповторимый спектр эмоций «партнерства» рождает чувство сопричастности к искусству даже у тех, кто делает первые шаги на музыкальном поприще. ФА в этом смысле занимает особое место. Контакт с партнером тесен, как ни в каком другом виде ансамбля (имею в виду, в первую очередь, конечно, четырехручный ансамбль), юный пианист играет вместе со своим «коллегой» по музыкальной специальности, что вызывает и естественное чувство взаимной конкуренции, и особый, «профессиональный» интерес к его (партнера) достижениям.

Все сказанное относится к любому виду детского музицирования в ФА: и в классе, где партнером может быть и соученик и учитель, и дома, где за роялем вдвоем с подростком сидит его родитель или брат/сестра вне зависимости от уровня их фортепианной подготовки.

Но обе эти ансамблевые «модели» — школьная и домашняя — ограничиваются интровертной направленностью процесса музицирования и не претендуют на публичность. Собственно, история жанра четырехручного дуэта — в целом, а не только детского — базируется именно на идее интровертности, т. е. в данном случае — игры «для себя». Экстравертные возможности ФА (не только «вдвоем на людях», как это называют теоретики жанра, но и «вдвоем для людей», добавим мы) стали осознаваться лишь в последней трети XX века, а по отношению к дуэту детей — еще позже.
Хотя публичные выступления детских дуэтов, в первую очередь, семейных (братья — сестры) — неотъемлемая часть истории жанра.

Из истории ДФД

Вспомним, что первым известным нам публичным выступлением ФД было как раз детское исполнение: 9 летний Вольфганг и 13 летняя Анна Мария Моцарты играли C dur’ную Сонату для клавира в четыре руки Вольфганга (К. 19d). 13 мая 1765 года — дату последнего лондонского концерта, входившего в европейское турне музыкальной семьи, таким образом, можно считать днем рождения жанра ФА в целом и его концертной истории в частности.

Примечательно, что в газетном отзыве об этом концерте детская четырехручная игра на одном инструменте ставилась в ряд с такими «чудесами», как исполнение, не глядя на клавиши (через носовой платок). Это еще раз подчеркивает уже высказывавшийся мною тезис о некоем «трюковом начале», заложенном в природе ФА, его «загадочной ауре». В еще большей степени этот «фокус» воздействует на публику, когда в роли «кудесников» выступают дети.

Когда в первой половине XIX века в России, наряду с развивающимся дуэтным домашним музицированием, начинают появляться и первые концертирующие ансамбли, ими оказываются именно дети. Это — юные сестры Цынтль (1800 е годы) и сестры Погожевы (1840 е годы), фортепианные «подвиги» которых не раз отмечались в русской периодике тех лет.

И все же отдельные сенсационные выступления детских ФА в XVIII–XIX веках не стали характерным атрибутом концертной жизни ни в России, ни на концертных эстрадах других стран. Ранняя профессионализация, широкое распространение фортепианного образования, внедрение системы многоэтапной подготовки исполнителей — все это способствовало более спокойному восприятию детских дуэтов, превращению их из «невиданного чуда» в обязательный (в нашей стране) элемент профессионального фортепианного обучения, вспомогательное средство для общемузыкального развития. Добавим к тому же, что наиболее естественным видом ФД для юных пианистов является, конечно, четырехручный ансамбль, а концертирующие дуэты на протяжении почти всего XX века отдавали безоговорочное предпочтение двухрояльному исполнительству — еще одна причина размежевания детских дуэтов с концертной сценой.

Перемены стали происходить лишь с 1990 х годов и обусловлены несколькими причинами.

Одна из них отражает глобальные процессы в культуре XXI века. Появление и распространение Интернета привело, в частности, и к заметной тенденции выносить события частной жизни на публичное обозрение. Безбрежный океан You Tube стал заполняться и многочисленными образцами детского музицирования, причем, в значительной части — фортепианными ансамблями.

Детские дуэты на You Tube

Конечно, среди них немало образцов того «внутрисемейного» музицирования, которое полностью вписывается в рубрику «домашних радостей». Представлены в You Tube примеры и «внутриклассной» ансамблевой игры как элемента музыкального воспитания в педагогическом процессе, которые тоже не претендуют на художественно-исполнительскую значимость. Но многие записи сделаны непосредственно с детских концертов разных уровней — от «отчетных» в залах школы (колледжа) до престижных сцен городского уровня — концертных, филармонических, театральных. Чем выше значимость концерта, тем, естественно, и выше исполнительский уровень юного ансамбля, но для нас важнее другое: тем больше приближается этот номер к шоу.

Одно из самых «проверенных» средств — увеличение количества роялей и пианистов. Если первое все же имеет естественное ограничение (хотя организаторы подобных шоу стремятся к максимуму: ансамбль 3 х фортепиано ныне считается уже едва ли не «камерным» составом, 6 и более пользуются большим спросом), то количество пианистов возрастает уже поистине беспредельно.

Другим, более «профессиональным» элементом шоу становится сам текст исполняемого произведения. Аранжировщики стали, например, вполне в духе эпохи постмодернизма, прибегать к вставкам в текст одной пьесы фрагментов из другой. Вот характерный пример: 9 юных девушек за тремя роялями в 18 рук играют обработку Вальса Равеля, в которой в одном из эпизодов внезапно появляются темы шопеновских вальсов (но и здесь они идут по пути старших и знаменитых: так, Марта Аргерих, исполняя в Токио Тройной Концерт Моцарта К. 242 вместе с сыновьями Фридриха Гульды – Полем и Рико, вставляла в каденцию фрагменты из других моцартовских фортепианных концертов).

Исполняются, как правило, многорояльные переложения популярной классики, хотя здесь появились и свои собственные «шлягеры». Одним из самых популярных в последние годы стала «Шампанская токката» американского детского композитора Уильяма Джиллока для двух фортепиано в 8 рук, звучащая в различных детско-юношеских исполнениях, в том числе и на 10 роялях, практически на всех континентах.

Словом, наставники детских ФА все чаще используют опыт дуэтистов «эксцентриков», учитывая современную конъюнктуру «музыкального рынка» и, тем самым, косвенно определяя вектор развития жанра в будущем.

Другая причина повышения интереса к ДФД — самая очевидная — появление детских дуэтных конкурсов. Все расширяющийся поток детских музыкальных конкурсов на рубеже XX–XXI веков добрался и до отдаленного островка ФА. Конкурсный статус «подсобного» предмета в программах ДМШ заставил многих педагогов по-иному взглянуть на достижения своих учеников в этой дисциплине. Концертный отбор предъявлял более высокие профессиональные требования, «школьная» модель дуэтного музицирования начала — нет, конечно, не вытесняться, но — соседствовать с «концертной».

Детские дуэтные конкурсы. «Брат и сестра»

Сегодня фортепианный мир не может пожаловаться на недостаток детских и юношеских дуэтных конкурсов — от международных до региональных, от смешанных (различные исполнительские номинации) до
сугубо специальных (только ФД).

Юные ансамбли принимают участие в младших группах «чисто дуэтных» конкурсов (Каунас, до 15 лет), в дуэтных номинациях юношеских фортепианных конкурсов (Албена, Белград, итальянский город Барлетта), в тех конкурсах с номинацией «фортепианный дуэт», где нижний возрастной ценз позволяет это (им. Шостаковича в Москве — от 14 лет, им. Юдиной в Санкт-Петербурге — от 16 лет). Все перечисленные конкурсы имеют международный статус.

Большинство же специальных дуэтных детских конкурсов проходят внутри страны, такие, как «Duettissimo» (Израиль), Всероссийский «За роялем вдвоем» (Вологда). В нашей стране проходит и множество детских региональных конкурсов ФА, среди которых наиболее известны «Концертино» в Нижнем Новгороде, «Гармония» в Шушенском (под руководством Г. Пыстина), «Браво, дуэт!» (Новокузнецк). Одной их новинок сибирских конкурсов является, в частности, появление любопытной номинации «Учитель — ученик», где идея совместного музицирования разных поколений воплощена с максимальной наглядностью.
Пожалуй, наибольшее распространение детские и юношеские конкурсы ФА получили сейчас в Петербурге, где, помимо уже названных «Брата и сестры» и конкурса им. М. Юдиной, существуют и другие дуэтные смотры разных масштабов: от Международного конкурса юношеского исполнительского искусства им. Г. В. Свиридова, организуемого ДШИ, носящей его имя, до скромных «Парадов ансамблей на Обводном» (ДШИ им. Д. С. Бортнянского) и «Дважды два» (музыкально-хоровая студия «Галактика»).

Но когда в 1995 году петербургские музыканты — композитор Сергей Баневич и пианистка Любовь Брук — задумали провести конкурс для юных фортепианных дуэтов, их начинание было беспрецедентно.
С. П. Баневич — один из известнейших детских композиторов Санкт-Петербурга — в 1990 году стал инициатором проведения в нашем городе Международного детского фестиваля современной музыки, который с тех пор и по сегодняшний день ежегодно проходит в конце марта под эгидой СПб Союза Композиторов и называется ныне «Земля детей». Л. А. Брук — крупнейший, а может быть и единственный в конце XX века отечественный специалист в области дуэтной педагогики — предложила в рамках этого фестиваля осуществить давно вынашиваемую идею специального дуэтного конкурса.

В жюри входили не просто известные музыканты, но, в первую очередь, признанные мастера жанра ФД. Любовь Брук была его первым председателем, но эту миссию ей довелось выполнить лишь однажды — на I конкурсе, до открытия II она не дожила недели. Ее коллеги — ведущие дуэты рубежа XX–XXI веков на постсоветском пространстве — москвичи Елена Сорокина и Александр Бахчиев, рижане Нора Новик и Раффи Хараджанян, эстонцы Ната-Ли Саккос и Тойво Пэяске в течение многих лет продолжали в конце марта приезжать в Петербург, чтобы принять участие в работе жюри конкурса, который с 1998 года носит имя Любови Брук. Частым гостем и членом жюри «Брата и сестры» была Сачико Кодама (Япония) — президент Международной Ассоциации фортепианных дуэтов. Композиторское сообщество Санкт-Петербурга в течение прошедших 15 лет неизменно представляет Вадим Биберган. Возглавляли жюри в разные годы петербургские пианисты Павел Егоров, Вадим Пальмов. С 2007 года председательская должность перешла к автору этих строк.

«Вирус» ДФД на долгое время заразил петербургскую музыкальную жизнь. В качестве обязательных пьес для каждой из трех возрастных групп (до 10, 11–14, 15–17 лет) «Брата и сестры» ежегодно появлялись произведения ведущих композиторов города. Среди авторов были А. Петров, И. Шварц, В. Успенский, Г. Белов, В. Сапожников, Г. Корчмар, Л. Десятников и многие другие. Из этих пьес сформировалась, можно сказать, целая библиотека современной музыки для ДФА. Вначале они издавались к каждому конкурсу отдельно, а позже лучшие из них образовывали сборники избранных сочинений из конкурсного репертуара.

Концертный репертуар ДФД

На примере конкурсных требований «Брата и сестры» попробуем сделать краткий обзор детской литературы для ФД. Его программа, естественно, отражающая интересы учредителя и, в первую очередь, ориентированная на музыку XX–XXI веков, состоит из 4 х пунктов: 1) произведение XVIII–XIX веков; 2) обязательная пьеса современного петербургского композитора; 3) произведение современного композитора региона, представляемого конкурсантом; 4) произведение зарубежного для конкурсанта композитора XX–XXI веков.

О роли обязательных пьес конкурсной программы в формировании современного репертуара ДФД уже говорилось. Для местных участников эти произведения являются источником репертуара пункта 3, который дополняется и уже получившими широкое признание номерами из «Зарисовок» В. Гаврилина, и пьесами из многочисленных авторских сборников для ДФД современных петербургских композиторов. Среди них — Ж. Металлиди, Ю. Корнаков, А. Фадеев, В. Соловьев, А. Смелков, А. Мыльников, Л. Резетдинов и многие другие.

Как правило, не составляет проблемы подбор пьес для этого пункта и иногородним участникам. Во всех странах, во всех регионах нашей страны есть теперь композиторы, создающие музыку для ДФД, причем, зачастую юные пианисты привозят произведения, специально для них написанные к этому конкурсу.

Большие проблемы у педагогов обычно вызывали пункты 1 и 4.

Что звучало у российских участников в качестве современной (раньше в требованиях хронологические рамки ограничивались второй половиной XX века, теперь они расширились в обе стороны) зарубежной пьесы? В младшей и средней группах популярностью пользовались такие авторы, как М. Шмитц (номера из «Jazz Parnas»), Я. Гаршиа («Кот и мышь»), Х. Мидзоками («Старый добрый лунный свет» и другие). Очевидно, что в магазинах и библиотеках появились отечественные издания этих сочинений и они стали главными ориентирами для педагогического выбора. Ничего не имея против названных авторов (пьесы Мидзоками могу даже рекомендовать), замечу, что в качестве современной зарубежной музыки для ДФД могли бы быть использованы и многие другие ФА второй половины XX века. Предложу, например, дуэтные номера из «Игр» Д. Куртага (Венгрия) — своеобразного путеводителя для юных по музыкальным стилям XX века, звукописно-изобретательную детскую двухфортепианную сюиту «На лужайке» польского композитора Т. Шелиговского или изысканные миниатюры «Мозаика» Р. Калсонса (Латвия). Не говорю уже о целой россыпи шедевров ДФД в музыке первой половины XX века. Эта литература у нас давно известна и получила достаточно подробное освещение.

Разнообразнее и «качественнее» был представлен на конкурсе этот раздел в старшей группе. Здесь звучали и «6 античных эпиграфов» Дебюсси, и «Скарамуш» Д. Мийо, и «Каприччио» Ф. Пуленка, и салонная, но весьма эффектная «Косморама» П. Мориса, а если выйти за пределы французской музыки, то «Сувениры» Барбера, пьесы аргентинца К. Густавино и даже (не так уж редко) «Вариации на тему Паганини» Лютославского, вряд ли ориентированные на пианистический арсенал подростка.

Особая ситуация возникала при подборе «мировой классики» (XVIII–XIX вв.). Вот уж, казалось бы, где нельзя пожаловаться на недостаток прекрасного репертуара для ДФД! Сколько крупных фортепианных авторов писали ансамбли «для детей и юношества»: Гайдн и Моцарт, Вебер и Черни, Шуман и Мошковский, Бизе и Форе. А классические дуэтные сонаты и сонатины А. Диабелли и Ф. Кулау — разве это не достойный концертный репертуар для юных ансамблей? Между тем, именно в этом разделе программы чаще всего приходилось слушать произведения, не имеющие отношения к ФД: части из клавирных сюит Баха и симфоний Гайдна, арии из опер Моцарта, фрагменты из опер и балетов Глинки, Мусоргского, Чайковского — все в переложении для фортепиано в 4 руки.

Оригиналы и переложения, концертные транскрипции и учебные обработки из фортепианных школ и хрестоматий — эти проблемы неизбежно встают перед педагогом ДФА. Здесь не время и не место подробно останавливаться на поставленных темах. Выскажу лишь одно соображение: домашнее знакомство с оперными и симфоническими произведениями, столь полезное для музыканта, не надо путать с концертным исполнением.

Эту азбучную истину, конечно, понимают все педагоги, но из года в год они объясняют такой выбор программы трудностью разыскать оригинальный репертуар. Еще несколько лет назад такие объяснения имели серьезные основания. Оригинальный репертуар XVIII–XIX в. в. для ДФД в советских изданиях был ограничен примерно десятком наименований. Из зарубежной музыки: Вариации D dur Бетховена, «Моя матушка Гусыня» Равеля — для младших классов, моцартовские Сонаты B dur и C dur, пьесы из op. 60 Вебера, отдельные марши и полонезы Шуберта, «Русский сувенир» и «Венгерские танцы» Брамса — для средних и старших. Из русской классики — Соната Мусоргского и Тарантелла Бородина.

Зато с начала XXI века в российских издательских планах произошел заметный «прорыв» в этой области. Стали выпускаться и ноты многих незаслуженно забытых авторов, и не известные ранее сочинения крупных композиторов. Особо отмечу серию «За роялем всей семьей. Ансамбли для фортепиано в 4 руки» (издательство «Композитор. Санкт-Петербург»), составитель которой С. В. Морено наряду с традиционными переложениями опубликовал и многие оригинальные произведения, впервые появившиеся «на широком рынке» в отечественных изданиях. Это — весь четырехручный Глинка, почти весь Бородин, Балакирев, Аренский, Кюи, такие «раритеты» зарубежной литературы, как дуэты Нильса Гаде и редко звучащие опусы Шумана № 85 («12 пьес для маленьких и больших детей») и № 130 («Детский бал»).

Изданы произведения из «золотого фонда» ДФД конца XVIII — первой половины XIX века: сонатины А. Диабелли и Я. К. Ваньхаля, К. Черни и И. А. Андре (серия «Сочинения для фортепианного дуэта», издательство «АСТ»); пьесы Д. Тюрка и Ф. Душека, Ф. Кулау и op. 3 К. Вебера («Школа фортепианного ансамбля», сост. — Ж. Пересветова, «Композитор. Санкт-Петербург»). Наконец, стали доступны так называемые «пятипальцевые» ансамблевые пьесы из школ З. Леберта — Л. Штарка, Г. Вольфарта, Ф. Шпиндлера, А. И. Дюбюка (сборник «Играем с удовольствием», сост. — О. Сотникова, «Композитор. Санкт-Петербург»), о которых ранее с интересом читали наши педагоги.

Я назвал лишь несколько образцов изданной «новой-старой» литературы, которая может и должна стать бесценным источником концертного и конкурсного репертуара для нынешнего поколения юных ансамблей. А ведь теперь благодаря появлению в Интернете солидных электронных музыкальных библиотек диапазон доступного репертуара расширился едва ли не безгранично.

По аналогии с предложенной ранее классификацией современных ФА на «просветителей» и «эксцентриков» можно охарактеризовать и два пути развития ДФД, о которых говорилось в этой статье: один опирается на богатое и практически неисчерпаемое классическое наследие, другой ищет перспективы расширения популярности, ориентируясь на эффект «детского чуда» и восхищение посетителей You Tube (хотя этот путь, как мы видим, тоже имеет давние традиции).

В развитии этих тенденций и видится мне будущее концертной жизни юных дуэтов.