На разных этажах дуэтной педагогики

Дата публикации: Май 2011
На разных этажах дуэтной педагогики

Область педагогики в жанре фортепианного ансамбля всегда оставалась своего рода terra incognita в обширном пространстве музыкально-педагогических специализаций. Еще 10 лет назад мне доводилось сетовать на плачевное состояние жанра именно в этом — педагогическом — аспекте. Критика касалась как практического состояния дел (занятия ФА во всех звеньях музыкально-образовательной системы в нашей стране), так и методических достижений в этой сфере, а точнее — практически полного их отсутствия.

Какие перемены произошли за прошедшее время? Как отечественная педагогика откликается на те, можно сказать, революционные преобразования в развитии жанра, о которых говорилось в предыдущих статьях нашей рубрики? В этих заметках мы затронем лишь некоторые аспекты поставленных вопросов и надеемся в дальнейшем вернуться к дуэтной педагогике и в других ракурсах (в частности, под углом актуальной проблемы детского репертуара для ФА).

Старые программы и «новые стандарты»

Как известно, учебная дисциплина «фортепианный ансамбль» присутствовала на всех уровнях отечественной системы фортепианного образования второй половины XX века. Типовой цикл составляла следующая «лестница»: 2 года в ДМШ (4‑й—5‑й классы), 1 год — в заведениях среднего специального образования (музыкальные училища, позже — колледжи — I или II курсы), 1 год — в музыкальных вузах (консерватории, институты искусств, позже — академии — I курс). Итого, за 16 лет профессионального фортепианного обучения молодой пианист должен был заниматься ФА 4 года, причем на каждом из «этажей» эти уроки, по замыслу авторов системы, предшествовали занятиям камерному ансамблю, вероятно, как более высокой ступени в профессиональной исполнительской иерархии.

Мне неоднократно приходилось полемизировать с подобной иерархической последовательностью так же, как и со взглядом на ФД, главным образом, как на материал для развития навыков чтения с листа. Не буду повторять приведенные аргументы. За последние годы они лишь стали более весомыми, в первую очередь, в связи с расширением географии детских и юношеских конкурсов в этом виде исполнительства и, соответственно, повышением престижности жанра в глазах педагогов всех ступеней фортепианного образования.

Существовавшая консервативная система вступала в противоречие с требованиями времени, главным образом, на своем высшем — консерваторском — уровне. Год занятий на I курсе не мог дать возможности ни для сколько-нибудь серьезного знакомства с основами дуэтного репертуара, ни для воспитания профессиональных исполнительских навыков (не говоря уже об их совершенствовании), ни для выявления наиболее перспективных ансамблей, которые могли бы продолжать свое существование, а их участники — специализироваться в этом жанре. Конечно, не запрещались факультативные занятия на следующих курсах, но практика показывала, что появление на II курсе одновременно таких важных и объемных дисциплин, как концертмейстерский класс и камерный ансамбль, полностью поглощало время и силы студентов, остававшиеся от специальности. К тому же эти дисциплины, в отличие от ФД, выносятся на государственный экзамен, и вероятность продолжения занятий ФА в реальности приближается к нулю. И хотя существовала теоретическая возможность включить в программу госэкзамена по камерному ансамблю и дуэтный репертуар, более того, даже специализироваться затем в аспирантуре по ФА, построение консерваторских программ фактически препятствовало этому.

Как известно, вся система образования в России сейчас находится в состоянии существенных перемен. Это относится и к высшей школе, приспосабливающейся к требованиям «болонского процесса». О специфике этих новшеств применительно к творческим вузам уже высказано немало нелестных слов. Я не собираюсь здесь останавливаться на такой масштабной проблеме, но интересно: как это отразится и отразится ли вообще на статусе ФА в музыкальном вузе?

В уже утвержденных требованиях для бакалавриата, основанных на так называемых «образовательных стандартах третьего поколения», по профилю подготовки «Фортепиано» по-прежнему фигурирует дисциплина «Фортепианный ансамбль» наряду с дисциплиной «Ансамбль» (камерный? — И. Т.). Между тем, в аналогичных стандартах для «специалитета» (то есть для тех вузов, где останется пятилетний срок обучения, в частности, для Московской и Санкт-Петербургской консерваторий) дисциплины «ФА» и вовсе не предусмотрено, зато введена такая «всеобъемлющая» и расплывчатая, как «Концертное ансамблевое искусство». Конечно, реальные учебные планы должны формироваться каждым вузом самостоятельно, но есть опасение, что «на местах» об этой исчезнувшей дисциплине могут и вовсе забыть. Так что остается надеяться на широту жанровых познаний и пристрастий той или иной вузовской администрации.

С другой стороны, новые стандарты предоставляют больше возможностей студентам для личного выбора: имею в виду так называемую «вариативную часть» учебных циклов. Посмотрим, в каком направлении нынешние перемены повлияют на будущую практику занятий ФА в высшем звене нашего профессионального фортепианного образования.

Но что бы ни происходило в чиновничьих кабинетах и с исходящими оттуда официальными регламентирующими документами, на авансцену концертной жизни продолжают выходить новые, пусть и немногочисленные дуэты, достойно продолжающие замечательные традиции отечественного фортепианно-дуэтного исполнительства. Безусловно, главная заслуга в этом принадлежит нашим крупнейшим учителям — специалистам в области ФД. Их, конечно, не так много, как в сольной фортепианной педагогике, это — «штучный товар», их имена известны всем, так или иначе связанным с дуэтным миром. И практически все они — ведущие исполнители этого жанра в недавнем прошлом и/или в настоящем, все они — артисты.

Педагоги-артисты

Среди них — те, кто посвятил свою творческую жизнь, в первую очередь, именно ФА (Е. Сорокина, Р. Хараджанян, чьи былые дуэты с А. Бахчиевым и с Н. Новик стали легендами концертных залов на рубеже эпох), и те, кто представляет сегодня ансамблевое исполнительство в целом (А. Бондурянский, С. Урываев). Так же обстояло дело и во второй половине XX века: имена виднейших советских преподавателей ФА неизменно блистали на концертных афишах (эстонский дуэт Б. Лукк и А. Клас, ленинградские пианистки Л. Брук, Г. Ганкина и Т. Самойлович).

К редким исключениям, скорее подтверждающим правило, относятся пианисты-солисты, в чьих классах по специальности иногда вырастали и концертирующие ансамбли. Среди последних назову одного из ведущих профессоров по классу фортепиано Санкт-Петербургской консерватории А. М. Сандлера, воспитавшего, помимо целой когорты пианистов‑солистов, еще и дуэт «Remnant» — победителей последнего конкурса ARD в Мюнхене.

В профессиональной консерваторско-педагогической среде порою возникает дискуссия: кто в первую очередь, так сказать, по роду службы, должен заниматься со студентами ФА — профессора классов специального фортепиано или классов камерного ансамбля? Сторонники первой позиции подчеркивают в словосочетании «фортепианный дуэт» первое слово, сторонники второй — второе.

Конечно, универсального ответа здесь не может быть: все зависит от множества дополнительных факторов. С моей точки зрения, самым полезным для молодого пианиста было бы общение в классе ФА с педагогом, имеющим солидный концертный опыт выступлений именно в этом ансамблевом жанре, досконально знающем изнутри все его «родовые» особенности: и своеобразие работы над специфическим репертуаром, и «секреты» его концертного воплощения. Считаю, что в случае с ФД общение с педагогом-артистом даже важнее, чем во многих других видах инструментального исполнительства.

Такие специалисты — редкость не только в нашей стране, но и в мировом масштабе. Могу назвать участников лишь двух концертирующих дуэтов, практически полностью посвятивших свою педагогическую деятельность жанру ФА. Это — немецкие пианисты Яара Таль и Андреас Гротхайзен из Мюнхена и братья Фолькер и Ханс-Петер Штенцль из Ростока, уже знакомые постоянным читателям нашей рубрики. Именно к ним съезжаются со всего мира молодые пианисты, надеющиеся сделать свою артистическую карьеру на ниве ФА (в том числе и из России, в частности, дуэт «Vis-a-vis»).

Оба дуэта за последние годы неоднократно выступали в Санкт-Петербурге, и каждый их концертный вояж сопровождался мастер-классами в Санкт-Петербургской консерватории. Мне довелось быть свидетелем этих уникальных уроков. Здесь не место для сколько-нибудь подробного их разбора; замечу лишь, что индивидуальные особенности этих музыкантов проявлялись не только в манере показа и атмосфере урока (актерски-риторической — у Ханса-Петера, доброжелательно-детальной — у Фолькера, увлекательно-театрализованной — у мюнхенской пары), но и в «количественной драматургии»: если братья Штенцль проводят уроки по традиционной для ФД формуле — 1 учитель, 2 ученика, то дуэт Гротхайзен и Таль неразрывен и в педагогике: они занимаются со студентами вдвоем, то разбивая урок на персональные «монофрагменты», то развивая свою мысль в оживленном диалоге между собой…

Это была одна из редких возможностей познакомиться с педагогикой видных представителей данного жанра. Имею в виду современную педагогическую элиту ФА в целом. Если в области сольной фортепианной педагогики существует достаточно ясное представление о творческой индивидуальности крупнейших деятелей этой профессии (не только наших дней, но и прошлых веков) благодаря их собственным трудам, воспоминаниям учеников, исследованиям ученых, то в жанре ФА все это фактически отсутствует.

Такая же ситуация — с работами по методике ФА вообще, а особенно — по тематике концертного репертуара. Едва ли не все значимые произведения сольной фортепианной литературы давно имеют солидную методическую базу и многократно прокомментированы в исполнительском и педагогическом аспектах. Черед дуэтного репертуара, видимо, еще не наступил, хотя в последние годы и предпринимались отдельные попытки в этом направлении.

Возвращаясь к дуэтной педагогике «за закрытыми дверьми», остается только помечтать о таких, например, статьях, как: «Сюиты Рахманинова в классе А. З. Бондурянского», «Четырехручный Шуберт в педагогике Е. Г. Сорокиной» или «Дуэтная музыка второй половины XX века в исполнительской и педагогической деятельности Раффи Хараджаняна»…

Иные проблемы возникают, если спуститься на пару этажей вниз по лестнице дуэтного образования. Здесь уже речь не идет о концертном опыте учителя ФА. Более уместны вопросы: а кто же, собственно, преподает ФА в детских музыкальных школах? Есть ли среди них компетентные специалисты в этой области, знающие основной детский репертуар, имеющие представление о специфике жанра, а самое главное — по-настоящему интересующиеся им (боюсь сказать — любящие его)? Есть.

Педагоги — энтузиасты

Не секрет, что для большинства руководителей ДМШ предмет ФА, как правило, лишний довесок к учебной программе, который только отвлекает от специальности. Поэтому часто его «навешивают» на только пришедших, неопытных педагогов. Что вообще-то нередко идет как раз на пользу занятиям этим предметом: ведь если «часы ФА» отдают более «маститому», который ведет данного ученика и по специальности, то чаще всего, как показывает практика, «дуэтные часы» используются в качестве резервных для занятий главным предметом. Отсюда скептическое отношение школьных педагогов фортепиано к предложениям «извне»: подготовить небольшой концертный номер ФД для публичного выступления или — не дай Бог! — подготовить пару для участия в каком-нибудь конкурсе. Возникает парадоксальная ситуация: детских конкурсов с номинацией «ФА» становится все больше, заявок на участие — все меньше. Такая тенденция, конечно, отражает и глобальные процессы, характерные для нынешнего времени, и особенно заметна в крупных музыкальных центрах, где возможности для детской самореализации сейчас весьма многообразны и приток талантливых детей в музыкальные школы неуклонно падает.

Но наперекор всем глобальным переменам развитие детского музыкального творчества в сфере ФА продолжается. Это происходит благодаря поистине героическим усилиям отдельных педагогов — подлинных энтузиастов жанра, которые все еще верят в уникальные возможности ансамблевого музицирования в формировании творческой личности (истина, давно уже ставшая постулатом детского музыкального образования, но чаще декларируемая, чем практически воплощаемая).

Такие энтузиасты есть и в крупных городах, и в отдаленных уголках нашей страны. 16‑летний опыт члена (а последние 5 лет и председателя) жюри Международного детского конкурса фортепианных дуэтов «Брат и сестра», ежегодно проходящего в Петербурге, позволяет мне с уверенностью говорить об этом. Несмотря на все перемены, происходившие с ним за эти 16 лет, в частности, уменьшение числа конкурсантов в последние годы, объясняемое рядом объективных и субъективных причин, две вещи оставались неизменными. Это — появление ярких ансамблей, представляющих далекие периферийные города и поселки, а также присутствие в конкурсном буклете нескольких постоянных педагогических имен, из года в год привозящих на конкурс новых учеников, которые, как правило, завоевывают высокие премии.

Приведу здесь несколько имен из этой «педагогической гвардии» ФА: С. А. Выготская и Е. С. Лазарева (Екатеринбург), Л. П. Васильева и Э. И. Ахремчик (Минск), О. Р. Лемешко (Казань) и Н. М. Лапицкая (Полоцк). Есть и «свои», петербургские энтузиасты, поддерживающие престиж «хозяев»: Е. А. Федоровская, М. Г. Полозова, И. А. Песоцкая, И. А. Письмак. Показательно, что некоторые из них представляют отнюдь не известные фортепианные отделы ДМШ города, а непрофильные хоровые студии и учреждения системы дополнительного образования. Зато именно они организовывают свои «локальные» конкурсы и концерты ФА, не пропускают ни одного значительного концерта ФД на городских сценах, а главное — заражают своим энтузиазмом учеников. На таких учителях-энтузиастах и стоит ныне детская педагогика отечественного фортепианного дуэта.

Вышесказанное не означает, конечно, что «подвижники» ФА существуют только среди детских педагогов. Их можно встретить и на других «этажах» здания отечественного музыкального образования. К славной гвардии дуэтных энтузиастов можно уверенно причислить и доцента Петрозаводской консерватории С. В. Синцову. Вот уже в течение 9 лет она проводит беспрецедентный эксперимент: на базе своего вуза организовывает ежегодные студенческие фестивали фортепианных ансамблей «Piano Duo», в которых участвуют и местные студенты, и музыканты из других городов России. Уникальность этого фестиваля состоит еще и в том, что каждый сопровождается научной конференцией, где молодые ученые, студенты-музыковеды выступают с докладами по различным аспектам ФА, причем материалы конференции позже выходят отдельным сборником. Такие сборники-альманахи, несмотря на студенчески-реферативный характер большинства работ, вносят определенный вклад в развитие отечественной науки о ФА, на бедность которой я уже сетовал.

Возвращаясь в заключение к проблемам низших звеньев, выскажу еще один тезис. Определенный оптимизм   внушает приход в школы и колледжи нового поколения фортепианных учителей: ведь среди них есть и те, кто уже успели стать участниками «дуэтного ренессанса» начала века, активно участвуя в фестивалях и конкурсах. Они вносят заметное оживление в рутинное существование классов ФА, и, надеюсь, этот «свежий ветер» окажет благотворное влияние на будущую судьбу жанра.