Геннадий Пыстин: «За границу не стремлюсь, мне интереснее непаханое поле»

Дата публикации: Март 2012
Геннадий Пыстин:  «За границу не стремлюсь, мне интереснее непаханое поле»

В апреле в Красноярске прошел фестиваль фортепианных дуэтов «Встречи на Енисее». Важной фигурой этого представительного форума стал Геннадий Пыстин, одна из ключевых персон в том, что касается фортепианного дуэта в России. Пыстин закончил Новосибирскую консерваторию у Михаила Богуславского и аспирантуру у Виссариона Слонима. Преподавал, выступал как солист и концертмейстер, с 1987 года работал в хоровой студии «Журавушка», где встретил Игоря Цыганкова, с которым играл в дуэте тринадцать лет. С 2001 года выступает вместе с Дмитрием Карповым. В их репертуаре Бах, Моцарт, Шуберт, Лист, Рахманинов, Рубинштейн, Шнитке, Гаврилин, Райх, Екимовский, Розенблат, Штраус, Кальман, Гершвин, Цфасман. Дуэт сотрудничает с оркестрами, хорами, камерными ансамблями, много гастролирует. Основная часть работы дуэта происходит вдалеке от Москвы и Санкт-Петербурга, однако минувшей весной Геннадий Пыстин посетил Москву и побывал в редакции нашего журнала. Об искусстве фортепианного дуэта маэстро Пыстин говорит до такой степени самозабвенно, что разговор с ним естественно представить в форме монолога из нескольких главок.

Встречи на Енисее

5–7 апреля в Красноярске прошёл международный фестиваль фортепианных дуэтов «Встречи на Енисее». Годом раньше, с 19 по 21 апреля, он состоялся впервые, ещё не в статусе международного: играли многие дуэты из городов России: Красноярска, Железногорска, Северска, Минусинска… Инициатором был худрук Красноярской филармонии Александр Шендрик: эта идея родилась у него после нашего концерта, который он посетил и решил собрать несколько дуэтов под одной крышей. Тогда фестиваль продолжался два дня, программу его составлял я. В течение обоих вечеров нам удалось собрать полные залы, что не так просто. В первый вечер выступало около десяти дуэтов, а во второй мы играли в самых разных комбинациях — в четыре руки, в восемь, в двадцать, в том числе с ансамблем ударных.

Я не сторонник ежегодных фестивалей, но в Красноярске настояли на том, чтобы повторить поскорее и сейчас фестиваль прошёл уже как международный. Его гостем был великолепный дуэт из Майами (кстати, лауреаты первой премии престижного конкурса дуэтов в Майами) — Анна-Луиза и Эдвард Тёрджен. Среди их учителей — Карл Ульрих Шнабель, сын великого Артура Шнабеля, проживший 92 года. Мы вместе с ними там играли восьмиручную обработку «Кармен», её сделал для ансамбля American Piano Quartet Мак Уилберг, длится около 10 минут. А в финале звучали Двойной концерт Пуленка, Двойной концерт Моцарта и сочинение красноярца, выпускника нашей консерватории Эдуарда Маркаича — Токката для двух фортепиано с оркестром.

Самым необычным номером стала пьеса, написанная специально для нашего дуэта: «Как поживаешь, старушка Вена?» для двух фортепиано с оркестром на мотивы «Летучей мыши» Штрауса — мы её часто играем. Автор — новосибирский композитор Андрей Попов. В ходе исполнения пьесы надо пить шампанское, петь, двигаться, танцевать. Была исполнена и Соната Листа h‑moll, переложенная для двух роялей Сен-Сансом. Не знаю, звучала ли эта версия в России. Её нашли не так давно, я прежде об этом не знал. Худрук не очень хотел, но я настоял, это же потрясающе! Сен-Санс и Лист! Я нашел также ноты сонаты Шопена b‑moll, которую Блуменфельд переложил для дуэта. Тоже раритет, но Лист ещё интереснее. Целый месяц мы боролись за то, чтобы это было включено в программу фестиваля. Анна-Луиза и Эдвард сыграли великолепно! А в финале был «Танец с саблями» на двух роялях в двенадцать рук.

По ленинским местам

Я руковожу также конкурсом фортепианных дуэтов в Шушенском. Очередной недавно прошел, а первый состоялся в 2004 году. Юг Красноярского края мы «окучиваем» уже лет 15 — Шушенское, Абакан, Минусинск… Теперь там почти во всех деревнях и городах играют фортепианные дуэты — и педагоги, и солисты, и мы с ними мастер-классы проводим. В Шушенском хорошая база еще с тех пор, как это были ленинские места: школа с хорошим залом мест на 300, два концертных рояля «Эстония», отличная гостиница. Решили проводить там конкурс, написали программу, и теперь конкурс проводится каждый год, финансирует его Министерство культуры Красноярского края. Два года назад конкурс был всероссийским — приезжали из Иркутска, из Челябинска, из Татарстана и Башкирии.

Репертуар фортепианного дуэта

Мы в Майами выступали еще в 1990‑х, с моим прежним партнером Игорем Цыганковым. Наш репертуар там произвел фурор, особенно «Ночь на Лысой горе» в обработке Цыганкова и Цфасман, которого в мире вообще не знают, в моих обработках. Очень давно хочу сыграть четвертитоновые сочинения Вышнеградского, Айвза, но трудно найти настройщика, который на это согласится. Жанровых программ у нас много, например, эстрадно-джазовых, где звучит музыка Цфасмана, Гершвина. Партнер мой, Дима Карпов, сильнее как солист, он лауреат третьей премии Международного конкурса имени Скрябина (2008).

Мы играли много с нашим Новосибирским оркестром, с маэстро Арнольдом Кацем представили много новосибирских, российских и мировых премьер. Концерт Черни, например, который до недавних пор тоже никто не знал, сыграли одними из первых. Концерт Шнитке для фортепиано в четыре руки сыграли вторыми, сразу после Ирины Шнитке и Виктории Постниковой. И повторили не раз. А Попова-Штрауса играли и в Ярославле, и в Казани, и в Самаре, и в Саратове, Омске, Томске, Кемерове. Это сочинение пока никто больше не играет. Сейчас композиторы для нас много пишут, зная, что первое исполнение не останется последним.

Наш дуэт силен не только исполнительским уровнем, но и нетрадиционным репертуаром. Вспомните, у Новик и Хараджаняна было в репертуаре чуть ли не 25 программ современных, для них писали много прибалты, армяне, чуть не весь СССР. С ансамблем ударных ещё не все сыграли, что хотелось бы. Есть сочинение одного американского композитора в 8 рук с 17 ударными. Играем с вокальным квартетом, например, «Песни любви» Брамса. Сибирской музыки очень много играем, все концерты Баха, петербургских композиторов — Радвиловича, Сапожникова… У Корндорфа есть отличная «Колыбельная» для двух роялей, которую я давно хочу сыграть.

В нашем репертуаре также «Регтайм-сюита» и пять сентиментальных вальсов на темы детских пьес Моцарта, написанные специально для нас Юрием Ащепковым, он учился в Гнесинском институте у Николая Пейко. Михаил Богданов переложил для нас один из концертов Вивальди. Много играем «Концертино на две русские темы» Александра Розенблата, едва ли не сто раз исполнили. Почти никто из дуэтов не играет с духовым оркестром, а у нас такие обработки есть, в основном из популярной музыки, вальсы. А есть еще великолепная Фантазия Антона Рубинштейна для двух роялей. Минут пятьдесят длится, неровное сочинение, но есть музыка и высшего класса. Наш композитор Юрий Шибанов для нас сделал её 30‑минутный вариант. У него есть еще Ричеркар для трех роялей, за каждым сидят по двое. Это сочинение мы записывали, хотя записей у нас мало, а хочется сделать антологию. До того, как заняться дуэтами, я играл премьеры концертов наших сибирских авторов, 10 или 11, да ещё зачем-то наизусть учил… Некоторые из них записаны, хорошо бы их издать.

Текущая работа

Работы у нас хватает за Уралом, в столице не появляюсь уже давно, зарубежных гастролей не было с тех пор, как мы выступали в Монреале и Париже с моим партнером Дмитрием Карповым. Мне гораздо интереснее ездить туда, где поле непаханое и живого музыканта не так часто видят. У нас 80–100 концертов в год, это много. Не считая концертов в Новосибирске, где мы солисты филармонии. В основном география наших выступлений — Урал плюс Башкирия и Татарстан. В Башкирии музыкальной жизни, кроме как в Уфе, почти нет. А я недавно объехал девять крупных городов, играл соло и в дуэте с кем-либо из местных. Где, для кого играть — с этим там проблем нет. И пианисты в других городах есть хорошие, только играют очень мало.

Сейчас у нас идут переговоры с Францией, хотя сильно я за границу не стремлюсь. В Монреале несколько раз были, впервые играли там концерт Шнитке. А главная дуэтистка из Канады — моя хорошая знакомая, мы играли с ней в Канаде с великолепным оркестром Юлия Туровского I Musici de Montreal. Недавно я слышал, будто он купил для оркестра самолет. Если это так, им теперь легче ездить на гастроли.

На фестивале в Красноярске мы многое играли сходу в восемь рук, мы ведь обычно еще и соединяем дуэты между собой. Политика такая — приезжаешь в город незнакомый, там обязательно в школе или в училище есть педагоги и ученики, а у нас с собой репертуар шестиручный, восьмиручный… Иногда заранее сговариваемся, иногда в день концерта репетируем, и в итоге мы «одуэтиваем» город.

У меня вышло 11 сборников дуэтных обработок и транскрипций. Их очень активно играют на конкурсах. Есть детские сборники шестиручные «Рояль на троих». Выпускает их новосибирское издательство «Окарина».

Разное

В дуэте я начал играть в 1988 году. А в 1990 году на международном фестивале в Питере впервые услышал сразу много дуэтов со всей страны, а они были у нас очень сильные. Например, Нора Новик и Раффи Хараджанян стали для меня потрясением. Как и они тогда, мы играем не очень традиционный репертуар, например, Композицию 43 Виктора Екимовского, которую никто до нас не сыграл. Когда мы с ним познакомились, он считал это сочинение неисполнимым, а я сказал, что мы сыграем, и потом устроил в Новосибирске его авторский концерт. Это был 1988 год, тогда же я сыграл его Композицию 4, которую тоже прежде почти никто не исполнял. Благодаря Екимовскому я открывал для себя и новый репертуар, например, Жерара Цинсстага — великолепное сочинение Incalzando.

Вначале возник наш дуэт с Игорем Цыганковым. Мы долго готовились и на «Московской осени» сыграли Екимовского. Как раз тогда я познакомился со Шнитке, Денисовым, Губайдулиной. Мы с Цыганковым очень часто как дирижеры исполняли Balletto Екимовского — это уникальная пьеса, её и вы могли бы исполнять. Недавно я ее исполнял с учениками десятилетки в Уфе, было здорово, пьеса классная. Мы ее делали и с хором, и с двумя оркестрами… Не так давно мы встретились c Екимовским в Томске на конкурсе имени Денисова, там познакомились и с Юрием Каспаровым. Его сочинение для двух роялей мы ещё не играли, хотя я знаю, что оно очень сильное. В прошлом году я предложил организовать Ансамбль Современной Музыки имени Эдисона Денисова в Томске. Он же томич, а я из Северска, это рядом. В начале апреля там прошёл денисовский фестиваль, и в рамках его у нас был концерт, где звучали и Денисов, и Васкс, и многое другое. Приезжали ансамбли современной музыки из Новосибирска и Москвы, на закрытии звучал Альтовый концерт Шнитке.

В 1995 году нам присудили премию Duo Kodama — она вручается в Токио лучшему дуэту мира за те или иные достижения. В Японию мы не ездили, награду доставили в Екатеринбург. И вскоре Людмила Осипова пригласила нас в Нижний Новгород. Мы с Цыганковым сыграли большую программу, плюс я дирижировал Balletto Екимовского. Там участвовало около 50 дуэтов, в том числе Новик и Хараджанян, но Гран-при получили мы. Затем прошли международные фестивали дуэтов в Екатеринбурге и Новосибирске, где на базе филармонии фестиваль «Сибирские ассамблеи» проводился семь раз, до 2002 года. Параллельно с Новосибирском я делал фестивали в других городах. В Кемерове, например, в Барнауле, в Томске и даже в Бийске, где есть отличный дуэт моих аспирантов. Со следующего года фестиваль в Новосибирске будет возобновлен.