Путь к «нежному гению гармонии»

Дата публикации: Март 2012
Путь к «нежному гению гармонии»

Двадцать лет назад никто не верил в жизнеспособность этого проекта: неужели возможно проводить в России конкурс, в программе которого — исключительно сочинения Шопена, а возрастное ограничение для участников — 16 лет? Именно так думали многие в 1992 году, когда пианист Михаил Александров объявил Первый Московский международный конкурс юных пианистов имени Фридерика Шопена. В год 20-летия состязания можно констатировать, сколь фатально они ошибались. Изнутри зная «конкурсную кухню» новой России (в 2000–2009 мне довелось быть президентом Ассоциации музыкальных конкурсов России), могу утверждать: юношескому шопеновскому конкурсу удалось, и это единственный прецедент в постсоветской России, соблюсти все основные принципы, из которых складываются престиж и имя. Это регулярность (конкурс «железно» проходил каждые четыре года, несмотря на дефолты, кризисы и пр.), авторитетные члены жюри (председатели в разные годы — Евгений Малинин, Галина Черны-Стефаньска, Николай Петров), участие симфонического оркестра, весомые денежные премии (выплачиваемые без промедления), ангажементы для победителей и — яркая постконкурсная судьба лауреатов. Последних следует назвать, ибо имена их известны и в России, и за рубежом: Екатерина Мечетина, Рэм Урасин, Фёдор Амиров, братья Дон Хёк и Дон Мин Лим, Галина Чистякова, Лукас Генюшас, Даниил Трифонов, Николай Хозяинов. За этим «оптимистическим отчётом» — многие годы кропотливого труда главного «мотора» конкурса, его художественного руководителя и директора Михаила Александрова. Как и 20 лет назад, главную цель своего конкурса он формулирует так: «Поддержка раннего профессионального обучения. Выявление ярких дарований, способных в дальнейшем к высоким достижениям. Музыка Шопена аккумулирует в себе всё: и виртуозность, и способность к сопереживанию — глубокую эмоциональность, и высокое мышление».

Итак, конкурс-2012. Учредители и организаторы: Правительство Москвы и Общество имени Фридерика Шопена в Москве при содействии Министерства культуры РФ, Посольства Республики Польша и Польского культурного центра в Москве. Председатель Оргкомитета — народный артист РФ Святослав Бэлза. Участники — 30 юных пианистов из России, Беларуси, Вьетнама, Гонконга, Канады, Китая, Республики Корея, Украины, Японии. В жюри — народный артист РФ, профессор Московской консерватории Михаил Воскресенский (председатель), М. Александров, профессор Белорусской академии музыки, художественный руководитель Белорусской филармонии Юрий Гильдюк, руководитель музыкального факультета Высшей школы искусств «Sun-Hwa» в Сеуле Янсук Ли, концертирующие пианисты Анна Маликова (Германия), Эва Осиньска (Польша), Клаудиа Янг (Малайзия), профессор Московской консерватории Юрий Слесарев. Все прослушивания — в Камерном зале Московского международного Дома музыки. Новшество: четвертый тур. В третьем туре участники исполняют один из концертов Шопена в сопровождении второго рояля, в финале — трое избранных играют с Московским камерным оркестром Центра Павла Слободкина п/у Владимира Рыжаева.

М. Александров: «На других конкурсах легче — исполняются произведения разных композиторов, есть, «за что спрятаться». А в музыке Шопена — несколько тактов, и представление об уровне музыканта, пусть юного, уже есть. В то же время, наличие четырёх туров позволило каждому участнику раскрыться по максимуму. Кто-то лучше показался в сольных турах, а в III туре уже в сопровождении фортепиано не до конца справился с концертом. Было и наоборот: исполнение концерта оказывалось много интереснее, чем сольные программы. Надо сказать, что все решения жюри принимались взвешенно, без излишних споров. К счастью, на нашем конкурсе отсутствовала личная заинтересованность членов жюри в успехе каких-либо конкретных конкурсантов. И, конечно же, огромную роль сыграла мудрая политика председателя — профессора Михаила Воскресенского».
Лауреаты конкурса выступят в Германии, Чехии и Японии. Победительница Тиффани Пун также примет участие в фестивале «Кремль музыкальный» в Москве (апрель 2013).

P. S. Партнёры конкурса: Польский культурный центр в Москве, российская строительная компания «Регион-Инжиниринг», Центр музыкальной культуры «Аккорд», авиакомпания «Korean Air», китайская компания «ZhemArt», гостиницы «Озерковская» и «ВАЛС». Эксклюзивный инструмент конкурса — рояль фирмы «KAWAI».