Инвестиция в прекрасное

Дата публикации: Февраль 2017

«Сбербанк России» в Украине совершил нечто необычное. Он выступил учредителем и спонсором детского международного конкурса-фестиваля пианистов в Киеве, пригласив на роль художественного руководителя акции такую суперзвезду, как Денис Мацуев. Само присутствие Мацуева на конкурсе создало необыкновенную атмосферу, о чём и повествует предлагаемый текст. Это была та атмосфера душевной теплоты, которая символизирует художественное братство и неразделённость пространства искусства.

Но всё это было в ноябре 2013 года. Уже в декабре невозможно было бы представить ничего подобного… Мы публикуем рассказ об этом событии, которое именно в контексте внезапно наступившего торжества недоверия, зла и даже ненависти несёт в себе нарицательное значение. Мы потеряли добрую атмосферу творческого сотрудничества. Мы сохраняем надежду на её возвращение.

На музыкальной карте Украины появилось ещё одно яркое событие. С 12 по 17 ноября 2013 года в Киеве проходил I Международный музыкальный конкурс-фестиваль «SBERBANK DEBUT». Искушённая киевская публика, завоёванная доселе главным статусным фортепианным состязанием страны — Международным конкурсом юных пианистов им. В. Горовица, ждала события с неприкрытым интересом. О масштабности будущего проекта можно было судить, исходя из замыслов оргкомитета, которые были изложены и заранее представлены на собственном сайте. Детский фортепианный форум был организован АО «Сбербанк России» в Украине при поддержке Фонда Виктора Пинчука. Художественным руководителем и почётным председателем жюри стал Денис Мацуев. Разумеется, такой «тройственный союз» внушал доверие и, надо сказать, оправдал все ожидания.

Идеология нового конкурса-фестиваля была отражена в его нестандартном формате. Учитывая специфический возраст участников (до 13 лет включительно), организаторы отказались от жёсткой состязательной стилистики, дабы сберечь огонь в «сосуде» детской души, не растрачивать его на излишние «конкурентные» эмоции и не подгонять творческий потенциал юных дарований к нормативной конкурсной «лексике». В результате все главные персонажи события — 15 участников, отобранные по видеозаписям, — стали победителями. Дифференциация заключалась в том, что пять из них — лауреаты, десять — дипломанты.
Конкурсанты представляли Украину, Россию, Грузию, Узбекистан, Швейцарию, Канаду, Австралию. Их игру оценивало международное жюри в составе которого были именитые пианисты и педагоги из России (Валерий Пясецкий и Вадим Руденко), Украины (Юрий Кот), Франции (Мишель Берофф), Бразилии (Мириан Дауэльсберг) и Южной Кореи (Хен Чжун Чан).

Выступления проводились в два тура: первый — сольная программа; второй — выступление с оркестром, к которому допускались все без исключения участники. Обязательным условием сольного тура было исполнение сочинений украинских авторов. В основном, здесь преобладали пьесы современных композиторов: М. Скорика, И. Шамо, Г. Сасько. Однако произведения классиков также были представлены в полной мере (Н. Лысенко, В. Косенко, Л. Ревуцкий). Четверо конкурсантов (Симон Бюерки, Сандро Небиеридзе, Шуан Херн Ли, Евгений Евграфов) вынесли на суд публики собственные сочинения.

Что касается выступлений с оркестром, то самой большой популярностью у участников пользовался Концерт № 2 g-moll К. Сен-Санса. Остальные классические концерты были представлены именами Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л.ван Бетховена, Ф. Шопена, Э. Грига. Лишь двое (Сандро Небиеридзе и Евгений Евграфов) позволили себе включить в программу концерты ХХ века — Д. Шостаковича и И. Голубева.

Задачи, которые поставили перед собой организаторы «SBERBANK DEBUT», выходили за рамки решения сугубо профессиональных вопросов. Это чувствовалось и по размаху, с которым проходили все музыкальные акции (как пример, церемония открытия на сцене Национальной оперы Украины, с присутствием представителей политического истеблишмента в зале), и по необычайно открытой, доброжелательной, приподнятой атмосфере, которая характерна, скорее, для гала-концертов, нежели для конкурсных прослушиваний, которые, кстати, транслировались online.

Открытые мастер-классы провели заслуженный артист России, профессор Валерий Пясецкий, корейский пианист и педагог Хен Чжун Чанг, профессор Парижской консерватории и концертирующий пианист Мишель Берофф. Это были настоящие творческие лаборатории по раскрытию секретов фортепианного исполнительского искусства.

Финальная черта конкурсного действа подводилась блестящими вечерними концертами, в которых выступили Денис Мацуев (С. Рахманинов Концерт № 3 для фортепиано с оркестром и Рапсодия на тему Паганини, Дж. Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром) и Вадим Руденко (Л. ван Бетховен Концерт № 3 для фортепиано с оркестром).

Любви к музыке научить невозможно. Но создавать условия для её появления и раскрытия возможно и, думается, необходимо. Поэтому ключевым аспектом, собственно, тем, что позволило сделать данный конкурс-фестиваль особенным и в какой-то мере исключительным в контексте подобных, явилось отношение к Высокой музыке. Оно было всегда подчёркнуто возвышенным и пронизывало все уровни его шестидневной жизни.

О месте классической музыке в современном украинском социуме говорить не приходится. Молодое поколение, охваченное потребительской «горячкой» и сосредоточенное на виртуальном существовании, отнюдь не рвётся в филармонические залы. Да и в джентльменском наборе т. н. «лучших» представителей взрослого поколения серьёзная музыка занимает далеко не первые позиции.

Когда встречаются два человека, два лидера, два профессионала, которые чётко осознают свою благородную миссию, которые фактически одинаково смотрят на мир и горят желанием сделать его немножечко чище, добрее, культурнее, музыкальнее, то происходит чудо. И тогда — возможно все!

Главным создателям нового музыкального «прецедента» — Игорю Юшко (Председатель Правления АО «СБЕРБАНК РОССИИ») и его идейному вдохновителю Денису Мацуеву — удалось сотворить мир, где каждый маленький музыкант смог ощутить себя уникальным, неповторимым в своём роде созданием; мир, где правят самобытность и индивидуальность; мир, где то, что ты делаешь, является очень важным и нужным, где Ты — центр Вселенной; мир, где раскрытие талантов и помощь одарённым детям — не просто слова.

Так, абсолютно все финансовые расходы легли на плечи организаторов, и распространялось это не только на конкурсантов, но и на их родителей. Вступительный взнос, который является обязательным на других конкурсах, здесь отсутствовал. Более того, все участники конкурса-фестиваля и их педагоги получили солидные денежные призы.

Как правило, любое событие, придуманное и сотворённое человеком, обладает чертами характера его создателя. Идея появления на свет нового музыкального форума принадлежит Денису Мацуеву, который, помимо своей активной пианистической деятельности, известен как основатель и руководитель целого ряда музыкальных фестивалей, образовательных и просветительских проектов. Особенности его инициативной натуры не могли не сказаться на желании поддержать молодую одарённую смену, что привело его в Украину, с её богатыми музыкальными традициями. В своём обращении к участникам конкурса-фестиваля он указывает на важность преемственности традиций, называя имена тех, кто родился и сформировался в Украине и заложил основы всемирно известной исполнительской школы: В. Горовиц, Э. Гилельс, С. Рихтер, Д. Ойстрах.

Впечатляет и масштаб дарования самого Дениса Мацуева. Его исполнение никогда не оставляет равнодушным. Его стремление к совершенству завораживает, а вулканический темперамент позволяет накалять эмоциональную орбиту восприятия до предела. Он всегда поражает стремлением выйти за рамки существующих прочтений. Открывая шлюзы нашего воображения, он вихрем сметает устоявшиеся представления о гранях возможного отношения к инструменту, демонстрируя феерические «фуэте» на грани невозможного.

Как известно, собственный пример — лучший воспитатель. Юные зрители (конкурсанты всегда сидели на почётных местах в зале) с заметным восхищением впитывали музыкальные «примеры» мэтра и гордились своей причастностью к происходящему.

«SBERBANK DEBUT» оказался тем небольшим, но значительным островком надежды, который вселил в детские души, как это ни громко звучит, уверенность в их светлом профессиональном будущем. На протяжении всего музыкального форума 15 юных счастливчиков были окружены беспрецедентным вниманием — как со стороны публики, так и масс-медиа. Им были предоставлены лучшие музыкальные площадки: все прослушивания и концерты проходили на сцене Большого зала Национальной музыкальной академии Украины, где юные дарования могли наслаждаться игрой на замечательном концертном рояле «Steinway & Sons».

Торжественности происходящему добавляла атмосфера, связанная с празднованием 100-летия Киевской консерватории (НМАУ), в стенах которой ребята чувствовали себя очень комфортно. В распоряжении юных пианистов был также лучший коллектив страны — Национальный симфонический оркестр под управлением народного артиста Украины Владимира Сиренко, в сопровождении которого конкурсанты демонстрировали своё исполнительское мастерство во втором туре.

Одним словом, к ним относились, как к настоящим героям. Впрочем, на самом деле они таковыми и являются. Каждое выступление было пронизано любовью к звучащему, где строгое самообладание сочеталось с непосредственной, порой сиюминутной игрой настроений. Тонкое владение звуком, мастерски использование динамической палитры рояля создавало ощущение, что все конкурсанты — зрелые, состоявшиеся музыканты. Именно на это качество, их яркую самобытную индивидуальность, указывал Почётный председатель жюри Денис Мацуев, отвечая на многочисленные вопросы журналистов, в том числе, и о специфике детских состязаний.

Думается, что перед всеми членам жюри стояла нелёгкая задача выделить лучших из равнозначных «соперников», претендующих на лауреатство. Однако те пять человек, кто удостоился этого звания, обладали определёнными индивидуальными достоинствами.

Симон Бюерки (Швейцария) — яркий импровизаторский талант (каденция собственного сочинения в Концерте d-moll Моцарта), особое тембральное ощущение инструмента, «правильное» исполнительское туше.

Никита Бурзаница (Украина) — необыкновенная музыкальность, тонкое стилевое слышание романтического репертуара (Концерт g-moll Сен-Санса), виртуозное владение интонационной палитрой рояля.

Шуан Херн Ли (Австралия) — своеобразная концертная подача материала, профессиональный артистизм, большой технический потенциал, развитое «чувство локтя» в игре с оркестром (Концерт a-moll Грига).

Сандро Небиеридзе (Грузия) — дар сочинительства (была представлена собственная композиция), применение широкого эмоционального спектра в трактовке разностилевого репертуара, при этом, выверенность деталей и точное попадание в стилистику исполняемой музыки (Концерт № 2 Шостаковича).

Глеб-Иосиф Романчукевич (Россия) — глубокое осмысление классического фортепианного наследия (Концерт № 3 Бетховена), следование традиции в точном ощущении формы, пианистическая зрелость.

Все участники «SBERBANK DEBUT» были приняты, по словам Дениса Мацуева, «в большую дружную музыкальную семью». Сам он наградил многих конкурсантов специальными призами. Так, дипломанты Мария Клименко, Анастасия Махамендрикова, Дмитрий Семикрас, Евгений Евграфов, Искандер Мамамалиев, а также двое лауреатов — Симон Бюерке и Глеб-Иосиф Романчукевич, были приглашены на музыкальные проекты, где пианист выступает в качестве основателя или художественного руководителя: музыкальный фестиваль «Crescendo», «Звёзды на Байкале», фестиваль искусств в Анси (Франция), Всероссийская программа «Новые имена — регионам России». Специального внимания была удостоена А. Махамендрикова, которую пригласила участвовать в концертах член жюри, профессор Школы музыки Федерального университета Рио-де-Жанейро Мириан Дауэльсберг. На церемонии награждения Денис Мацуев объявил о том, что намерен в дальнейшем следить за судьбой будущих звёзд, и пообещал поддерживать их во всевозможных начинаниях.

Сверхзадача, которую поставили перед собой организаторы «SBERBANK DEBUT», — зажечь новые имена в мире Высокой музыки — была достойно выполнена. Остаётся надеяться, что конкурс-фестиваль станет тем камертоном, вибрации которого привлекут в свои ряды всё большее число ценителей настоящего искусства.